Музей Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге – это уникальное место, история России здесь отображена через фарфор. Только на первый взгляд может показаться, что собрание сервизов, тарелок и ваз интересно только специалистам в области керамики и искусствоведам. Посещения музея ИФЗ, созданного при заводе в 1844 году, станет увлекательным и познавательным культурным досугом абсолютно для любого взрослого человека, интересующегося не только искусством, но и историей России.
Сегодня музейная коллекция, которая пополнялась на протяжении более 250 лет, насчитывает порядка 20 тысяч уникальнейших экспонатов.
Музей Императорского фарфорового завода расположен непосредственно на территории завода со входом с проспекта Обуховской обороны. За все время своего существования он не менял своего расположения, несмотря на то, что сам завод неоднократно менял название и владельцев. Сегодня музей расположен в 2-х залах, один из них собраны изделия, созданные на заводе с момента основания до 1917 года; второй зал – советской эпохе и современному периоду.
История фарфора в царской России
Секреты мягкого фарфора, изобретённого в Китае, веками держались в строжайшей тайне. Европейские алхимики долго бились над его рецептом. В результате свой фарфор почти одновременно появился в разных странах – в Германии, Франции, Британии, Чехии и других. Увенчались успехом и труды молодого русского учёного Дмитрия Виноградова. Российский твёрдый фарфор, изобретённый им в результате многочисленных опытов в 1746-1748 годах, удивил Европу своими превосходными качествами. Основанная по приказу императрицы Елизаветы Петровны ещё в 1744 году Порцелиновая мануфактура наконец начинает отвечать своему предназначению.
В 1844 году, по распоряжению Николая I, к столетию организации фарфорового производства в России, при заводе был организован музей русского фарфора. Кстати, созданный с целью хранения лучших образцов фарфора отечественного производства, музей был основан ранее, чем сам Эрмитаж, частью музейного комплекса которого он теперь является. Ведь Эрмитаж стал музеем лишь в 1852 году по распоряжению того же Николая I. До этого это была частная коллекция русских самодержцев.
В те годы Императорским фарфоровым заводом руководил Валериан Галямин. Его отличный вкус и прекрасные организаторские качества способствовали расцвету предприятия и положительно сказались на его продукции. При нём начинают трудиться такие знаменитые мастера, как А. Воронихин и С. Пименов, открывается школа мастеров-художников по фарфору, гончарная мастерская, бронзовое отделение. Занимался директор предприятия и развитием его социальной сферы: при нём строится аптека, лазарет, училище для детей работников, богадельня. Увы, но Валерий Емельянович не был удостоен того, чтобы музей или сам завод носил его имя, как не удостоился этого и сам отец русского фарфора Виноградов.
На первом стенде в первом зале посетители могут увидеть марки, проставляемые на фарфоровые изделия. Периоду правления каждого императора соответствовало свое обозначение. Свои первые изделия Д.И.Виноградов обозначал «W», при Елизавете Петровне и Петре III изделия маркировались двуглавым орлом, последующие императоры брали первую букву своего имени – «Е II», «П I», «А I» и т.д.
Так, самая ранняя из произведенных Виноградовым вещей, дошедших до наших дней, датируется 1748 годом! А в 1750 году Елизавете Петровне ко дню рождения уже преподнесли фарфоровую табакерку (коробочку для табака) с ее собственной мануфактуры. Табакерки стали так популярны, что с 1753 году мануфактура уже принимала заказы на их изготовление. После усовершенствования Виноградовым печей для обжига фарфора, на заводе стали выпускать тарелки, подносы. Появился и первый чайный, а затем и столовый сервизы, естественно, также торжественно преподнесённые Елизавете Петровне. Появились в то время уже и «фарфоровые куклы» – фарфоровые фигурки людей и животных. Слава русского фарфора росла. Изделия, на которых стоит метка Дмитрия Виноградова, сегодня представляют собой огромную музейную ценность и являются гордостью музея фарфора. Вместе с тем самого мастера, из опасения, что он выдаст секрет своего изобретения, держали на цепи, он умер в нищете и забвении в возрасте 38 лет!
После смерти Д.И. Виноградова первое время работы на мануфактуре ещё продолжались по его образцам и рисункам. Но производство постепенно приходило в упадок, спасти положение пытались, назначив в 1762 году Михаила Ломоносова директором предприятия. Однако учёный отказался, что ещё раз подтверждает тот факт, что никакого отношения наш великий учёный к этому предприятию на самом деле не имеет.
Вступив на престол, Екатерина реконструировала мануфактуру. С 1765 года предприятие получает название «Императорский фарфоровый завод». В 1779 году сюда был приглашён французский модельмейстер Жан-Доминик (Яков Иванович) Рашет. Четверть века трудился Рашет над развитием русского фарфорового производства. Благодаря ему были созданы такие шедевры русского фарфорового искусства, как серия фигур «Народы Российского государства», сервиз «Яхтинский», «Арабесковый», «Кабинетский», насчитывающие каждый до тысячи предметов, бюст Екатерины II. Александр I, а затем и Николай I были постоянными заказчиками Императорского завода, для них изготавливались сервизы для дворца и загородных резиденцией, например, сервиз «Банкетный» из 5500 предметов для Большого Петергофского дворца.
Главным событием правления Александра I стала победа в Отечественной войне 1812 года, что дало всплеск патриотическим настроениям в обществе. В фарфоре это обрело отображение в Гурьевском сервизе 1809-1816 гг.
При правлении Николая I вошли в моду изделия, украшенными лепными цветами. В первом зале посетители смогут увидеть Бисквитный букет диаметром 63 см, выполненный в 1850 году мастером И.П. Ивановым для Всемирной выставки в Лондоне. Несмотря на то, чтобы букет так и не попал на выставку, по сегодняшний день он остается непревзойденным шедевром искусства лепки из фарфора.
Многие знают про любовь Николая II к пасхальным яйцам. Ювелирные пасхальные яйца Фаберже стали символом России рубежа веков. Но мало кто знает, что создавались не только ювелирные символы Воскресения Христова, но и фарфоровые. На одном из стендов в первом зале можно увидеть коллекцию фарфоровых пасхальных яиц, которых выпускалось по заказу Императорского двора сотни.
В конце осмотра первого зала посетители знакомятся с фарфором начала XX века. В этот период появляются новые техники, большее внимание уделяется цвету и фактуре эмалей, нежели форме. Появляются изделия с подглазурной росписью. В начале ХХ века к созданию фарфоровых шедевров привлекались воплотившие в фарфоре стиль русского модерна знаменитые русские художники К.А. Сомов и В.А. Серов, скульптор Рауш фон Трауберг. В советские годы впервые было открыто производство тонкостенного костяного фарфора.
Еще одна интересная витрина, на которую непременно стоит обратить внимание включает в себя коллекцию статуэток с представителями народностей России их национальных костюмах. Яркие, красочные и воссозданные с научной точностью фарфоровые мужчины и женщины не только порадуют взгляд, но и дадут достаточно обширное представление о том, как выглядели представители той или иной национальности в начале XX века.
Ломоносовский фарфоровый завод в советское время
До революции 1917 года Императорский фарфоровый завод создавал продукцию исключительно для представителей дома Романовых и высшего света. Изделия из фарфора были недоступны обычному населения страны, в их обиходе были изделия из обычной керамики.
В 1925 году завод получил название Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова, изделия получили маркировку «ЛФЗ», которая интерпретировалась как Ломоносовский, так и Ленинградский фарфоровый завод. Несмотря на то, что заводу присвоили имя М.В. Ломоносова, сегодня нет никаких архивных подтверждений того, что его научные изыскания по фарфору имели хотя бы какое-то отношение к этому предприятию. Ведь работать над своим рецептом фарфора Ломоносов начал в 1750 году, тогда, когда Дмитрий Виноградов уже не просто изобрёл русский фарфор, глазурь, «краски огненные» и написал первый в Европе трактат по керамике, но и наладил производство изделий по своей рецептуре.
После того как в стране установилась власть Советов, завод был национализирован и Наркомпрос стал рассматривать фарфоровые изделия не как произведения искусства, а как инструмент внедрения в широкие массы идей коммунизма. Период 1918-1930 годов подарил миру и истории России в фарфоре совершенно уникальные изделия – агитационную посуду. Тарелки и вазы с лозунгами и карикатурами на «врагов народа» сегодня рассматриваются как невероятно занимательные экспонаты, а сто лет назад разрабатывались идейными лидерами как мощный инструмент воздействия на сознание граждан. Ведь из тарелок с призывами к труду, искоренении буржуазных пережитков людям ежедневно предстояло есть, а значит, видели бы они эти вещи чуть ли не чаще всего.
Эпоха становления советской власти сменилась сталинским периодом, и на смену агитационным лозунгам пришел культ личности вождя. На одной из витрин посетители могут познакомиться с композицией «Под солнцем сталинской конституции», которая великолепно отображает не только силу культа, но идеи прославления мирной жизни и счастье труда. В период правления И.Сталина начали производиться мелкая пластика идеологической направленности – фигурки рабочих и крестьян, часовых, жниц, спортсменок. Впоследствии статуэтки с эмблемой ЛФЗ появятся в серванте и на полках в каждом доме советских людей.
Довоенный период на Ленинградском фарфоровом заводе связан с именами супрематистов К.Малевича и его учеников – Н.М.Суетина и И.Г.Чашкина. Им было разрешено на заводе проводить самые смелые эксперименты с абстрактными конструкциями на основе квадрата, круга и креста. К.Малевич в этот период создал известный во всем мире чайник «Паравоз» и чашку-полусферу. Из чайника вода не лилась, а кружку было невозможно было удерживать и пить из нее. Однако, это не помешало стать этим образцам «улитарного совершенства вещи» известными и любимыми среди коллекционеров. Н.Суетин меньше экспериментировал с формой, концентрируя свое внимание на росписи. Под его началом были созданы известные сервизы «Тракторный» и «Бабы», и несколько других. К сожалению или счастью, время работы на заводе «утвердителей нового искусства» было недолгим, их уволили. А вот шедевры супрематизма можно увидеть в музее.
Последующий период в истории Ленинградского фарфорового завода и его изделий был созвучен с общими настроениями во внутренней политике. Агитационные лозунги отступили, большее внимание стало уделяться быть советских граждан и созданию счастливого детства – мастера начали выпуск сервизов с простыми, яркими орнаментами, преимущественно фруктовыми или цветочными мотивами. Освоение космоса или проведение Олимпиады 1980 года в Москве сразу же находили продолжение в изделиях из фарфора.
В 1944 году появляется орнамент, который при жизни самого автора – художницы Анны Адамовны Яцкевич, не привлек к себе внимания, и только впоследствии получил колоссальный успех и всемирную известность, став символом Ленинградского фарфорового завода, оставаясь им до сих пор. Узор кобальтовой сетки родился в годы блокады Ленинграда, орнамент как бы повторяет заклеенные крест-накрест окна, защищающие их от разбивания при артобстреле. Художница, отказавшаяся от эвакуации и трудившаяся в блокадном городе все те страшные дни, в один вечер, возвращаясь домой, в свете заката обратила внимание на окна, образующие строгий, но в тоже время красивый узор. Так, казалось бы, совсем не живописное время родился красивейший узор, который талантливая художница смогла воплотить в изделиях.
Отельным направлением работы художников завод стало создание статуэток. Были созданы как редкие коллекции, так и известные на весь Советский Союз. Коллекция фигурных композиций сказочных героев радовала детей и их родителей. Одно или несколько изделий из коллекции статуэток диких и домашних животных были частым подарками на праздники в ту эпоху.
Несколько витрин рассказывают посетителям о современных тенденциях в фарфоре. На смену простым идеям и жизнеутверждающим композициям и орнаментам пришли более сложные формы, отсылающие к философским идеям или аллегорическим персонажам и сюжетам. В 2005 году заводу было возвращено название, он снова стал носить историческое имя – Императорский фарфоровый завод. Основа его продукции в XXI веке – высокохудожественные изделия премиум-сегмента.
Посещение музея
Музей Императорского фарфорового завода можно посетить самостоятельно. Все экспонаты детально подписаны, у входа в каждый зал расположены мультимедийные стойки, с помощью которых можно узнать полную информацию об истории фарфора и многих экспонатах.
На первом этаже здания, где расположен музей, работает магазин-галерея, где посетители могут приобрести изделия завода без торговой наценки. В данном магазине представлен максимальный ассортимент изделий Императорского фарфорового завода.
Экскурсии для индивидуальных посетителей проводятся по вторникам в 14-00.
Цены на посещение Музея Императорского фарфора:
- Стоимость отдельного билета в Музей ИФЗ – 300 руб.
- Так же его можно посетить по единому билету Музея Эрмитаж стоимостью в 600 руб.
Время работы:
- Вторник, четверг, суббота и воскресенье – с 10-30 до 18-00
- Среда, пятница – с 10-30 до 21-00
- Понедельник – выходной.
КАК НАЙТИ?
|