- Вот, мы однолетки с вами, а поглядите: я, право, на десять лет моложе. Это все потому, что я люблю молодежь. Я со своими студистками в жмурки играю - и сегодня играл. И потому непременно проживу до девяноста лет, а вы через пять лет скиснете. И он, хохоча, показывал, как через пять лет я буду, сгорбившись, волочить ноги, и как он будет выступать «молодцом».
Так писал о своей последней встрече с Николаем Гумилевым его современник Владислав Ходасевич в своей книге воспоминаний «Некрополь». Этот разговор вечером 2 августа 1921 года волей судеб оказался вообще последним разговором Николая Степановича с человеком из литературного круга. Ночью Гумилев был арестован и разговоры ему предстояли уже совсем другие.
Тогда по делу «Таганцевского заговора» было арестовано 833 человека, среди них проходил и русский поэт - Николай Степанович Гумилев. Более сотни человек расстреляли... Гибель Николая Степановича, якобы причастного к этой Боевой Петроградской Организации, за отсутствием достаточной информации вплоть до 90-х гг. породила множество версий, созданных как в эмигрантских кругах, так и советских.
Эти версии были как очень похожими на правду, так и откровенно фантастическими, с участием, как неизвестных анонимных источников, так и «сильных мира сего» (например, говорилось, что сам Ленин и Горький принимали участие в освобождении Николая Степановича, или что расстреливал поэта сам Дзержинский). В конце прошлого века часть материалов этого дела была открыта, и картина почти полностью прояснилась – «Таганцевское дело» было сфабриковано. Но вопрос, как там оказался Гумилев, пока не освещен полностью.
Все версии – по обе стороны: и западная и советская – как ни странно, сходятся в одном. Гумилев, как последний «невольник чести» и романтический герой просто не мог не принять участия в свержении ненавистного режима большевиков.
Только с одной стороны Николай Степанович был героем как поэт, объявивший войну тиранической советской машине, а с другой – пал из-за дворянских «предрассудков» чести или собственных принципов. Так или иначе, но поэт Гумилев после своей смерти стал «романтической иконой», будучи при жизни действительной легендой русской литературы. Николай Степанович с первых своих поэтических строк утверждает себя поэтом подвига, бесстрашия и храбрости, а затем всю жизнь доказывает истинность этой своей жизненной максимы.
Биография романтика, дуэлянта, любовника, бродяги, денди, воина, путешественника сливается в одну полную жизни книгу стихов поэта Гумилева. Одна история отношений с Анной Андреевной Ахматовой, ставшей его женой и музой, пересыпанная взаимной лирикой двух великих талантов – это целый роман. Эта история, состоящая из двух предпринятых самоубийств Николая Степановича, измен, рождения сына, разлук и развода оканчивается примером настоящей верности памяти друг друга.
(А ночью в небе древнем и высоком
Я вижу записи судеб моих
И ведаю, что обо мне далеком
Звенит Ахматовой сиренный стих – так «пророчески» писал Гумилев еще до развода с поэтессой).
Из «маскарадного экзотизма» в первых стихах Гумилев, по словам директора гимназии И.Анненского, вырос впоследствии в создателя и теоретика целого литературного направления акмеизма. Из его литературных школ в «Цехе поэтов», «Студии живого слова», сотрудничества в журналах «Сириус» и «Аполлон» вышли крупные поэты того времени – О.Мандельштам, А.Ахматова, С.Городецкий, Г.Адамович, Н.Тихонов, Г.Иванов, В.Рождественский.
Из отцовских рассказов о кругосветных путешествиях (отец поэта – морской врач) когда мальчишка сын по-взрослому раскладывал карту и рассматривал маршруты плаваний, позже вырастет самостоятельный путешественник, которому отец императора Эфиопии подарит целую реку, а Академия наук в 1913 году снарядит экспедицию. Позже любовью к географии, истории этнологии «заболеет» и собственный сын Николая Степановича – Лев, ставший «отцом» своей пассионарной теории этногенеза.
Из не прошедшего в 1907 году медкомиссию по причине косоглазия юноши Гумилева после первой мировой войны возмужает офицер, награжденный двумя «Георгиями» и представленный к ордену Св.Станислава с мечами и бантом. Правда, для осуществления своей воинской карьеры Николаю Степановичу пришлось стрелять не с правого, а с левого плеча, и уйти на фронт вольноопределяющимся.
От мальчишки, крикнувшему своему обидчику слова: «Я тебе как дворянин дворянину говорю», до 35 –летнего белого офицера, спокойно выкуривающего папиросу на краю расстрельной ямы перед воинственной чернью – солдатами ЧК у Николая Степановича пройдет вся жизнь, где главными ценностями будут честь, долг, мужество, героизм. Хотя, известно, что, по сути, Гумилев дворянином не был – пожалованное его отцу дворянство не передавалось по наследству.
А свои мировоззренческие принципы Николай Степанович без всякой боязни открывал большевистскому режиму. «Я – убежденный монархист», - отвечал поэт Гумилев на вечерах пролетарской культуры. А на «балу» литературного и художественного Петербурга в Институте Истории Искусств в 1920 году в промерзшем насквозь особняке с тлеющими сырыми дровами в каминах, в тускло- желтом освещении зала среди шуб и валенок, надетых на участников, появится романтический Поэт во фраке, держащий под руку дрожащую от холода даму в черном платье с глубоким декольте. Какой же еще финал мог ждать такого человека в упор не замечающего «новой власти»?
Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку
Другу шила я.
Любит, любит кровушку
Русская земля
– так «пророчески» написала сразу после ареста Николая Степановича Ахматова.
На сегодняшний день собственного мемориального музея поэту Гумилеву нет. Экспозиция, посвященная его жизни и творчеству, включена в собрание «Музей Ахматовой. Серебряный век» (ул. Автовская, д.14). Интересна и судьба этого музея, возникшего при ПТУ №84 с 1976 года. Тогда еще в советском Ленинграде на одном из уроков были прочитаны стихи Ахматовой, а затем возникло желание побывать на могиле поэтессы. Следом созрело решение организовать у себя и ее музей. При деятельном участии учителя В.Биличенко эта идея была воплощена. Сейчас этот музей рассказывает не только о самой Анне Андреевне, но и об ее легендарной семье – муже Николае Степановиче и сыне Льве Николаевиче.
Есть еще одно радостное начинание, посвященное памяти замечательного русского поэта – организовывается «Виртуальный музей Николая Гумилева и Анны Ахматовой «Царское Село». В Царском Селе Николай Степанович и Анна Андреевна проживали в 1916 году по улице по адресу Малая, 63 .
|