Николай Семенович Лесков приехал в Петербург в 1859 году, будучи уже вполне состоявшимся взрослым человеком (на тот момент писателю было 29 лет) со сложившимися взглядами и богатым жизненным опытом. За спиной была смерть отца и маленького сына, неудачная женитьба, служба в киевской казенной палате и работа в крупном коммерческом предприятии. Именно тогда, в годы службы агентом у своего дяди, англичанина А.Я. Шкотта, Лескову пришлось немало поездить по России, сопровождая крестьян-переселенцев. Эти три годы тесного общения с простым русским народом, посконными мужиками и бабами-крестьянками, и послужили своеобразным толчком к началу писательской деятельности Николая Семеновича. Лесков вспоминал: «Вскоре после Крымской войны я заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии, то есть я бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний».
С Петербургом связан первый журналистский и писательский опыт Лескова, а за годы его пребывания в столице ему довелось сменить более десятка адресов и съемных квартир; жил Лесков и на Серпуховской, и на Таврической улице, на Невском проспекте и на Литейном, на Фурштатской улице и в Кузнечном переулке. Но, прибыв в Санкт-Петербург в первый раз, Николай Семенович остановился у своего доброго знакомого, Вернадского, на Моховой.
Как и многие русские писатели, начинал Лесков с журналистики и публикаций в газетах. В 1860 году он печатался в «Санкт-Петербургских Ведомостях», «Современной Медицине» и «Экономическом Указателе». Именно к этому периоду относится первая статья автора, обозначившая его дальнейшее расхождение во взглядах и с царскими властями, и с «просвещенной общественностью». Статья эта была опубликована в 1862 году в газете «Северная пчела», постоянным сотрудником которой Лесков являлся довольно долгое время, и выражала отношение будущего писателя к случившимся в то время пожарам в Апраксином и Щукином дворах. Лесков осуждал и возможных поджигателей, коими, ходили слухи, были революционно настроенные студенты-нигилисты, и бездействие властей, которые ни пожар не потушили вовремя, ни преступников не смогли задержать. На автора сразу обрушился град упреков со стороны революционных демократов, да и правящие круги выразили свое недовольство.
Оскорбленный незаслуженными обвинениями, в сентябре 1862 года Лесков уезжает за границу в качестве корреспондента «Северной пчелы», путешествует по западным регионам России, затем едет в Прагу, позже – в Париж. В 1863 году писатель вновь возвращается в Петербург, где начинает работать над первым крупным романом «Некуда». После нескольких повестей, встреченных публикой и русской интеллигенцией с одобрением («Воительница», «Леди Макбет Мценского уезда» и «Житие одной бабы»), первые главы антинигилистического романа, опубликованные в «Библиотеке для Чтения» создали автору нелестную славу. Так, известный критик Д.И. Писарев высказывался по этому поводу крайне категорично: «найдется ли теперь в России, кроме «Русского Вестника», хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого и подписанное его фамилией? Найдется ли в России хоть один честный писатель, который будет настолько неосторожен и равнодушен к своей репутации, что согласится работать в журнале, украшающем себя повестями и романами Стебницкого?». Стебницкий, к слову, - один из литературных псевдонимов Н.С. Лескова. Однако в начале 70-х годов выходит следующий роман писателя в той же политической направленности, «На ножах», – своеобразная месть Лескова всему революционному движению 60-х.
Далее жизнь Николая Семеновича приняла более спокойный и мирный характер, как в личном плане, так и в плане творчества. В 1866 году у него и Екатерины Степановны Бубновой, гражданской жены писателя, родился сын Андрей. Выходит в свет очередной роман «Соборяне», свободный от политической злободневности и целиком посвященный быту простого люда, такого непостижимо яркого и колоритного в своих серых буднях и непроходимой бедности. Именно этот роман продемонстрировал впервые истинный талант писателя, его умение видеть красоту и духовность в самых, казалось бы, заурядных персонажах.
В 1874 году Лесков становится членом учебного отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения, на него возложена обязанность «рассмотрения книг, издаваемых для народа». В 1877 году Николай Семенович был назначен членом Учебного отдела министерства государственных имуществ, благодаря протекции императрицы Марии Федоровны. Выходят в свет рассказы писателя «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован», а в 1881 году - знаменитый «Левша». Эти годы спокойного созидания и полной творческой отдачи примирили писателя с либеральной прессой, что не замедлило сказаться на отношениях Лескова с консерваторами: из одного министерства его увольняют, из другого он уходит сам, радостно восприняв эти два события как долгожданную независимость.
В 80-х годах Лесков продолжает печататься в «Историческом Вестнике», «Русской Мысли» и «Неделе», в 90-х годах печатается в «Вестнике Европы». Истинной радостью для Николая Семеновича стало издание его полного собрания сочинений в двенадцати томах, начавшееся при жизни писателя, в 1891 году, и доставившее ему немало счастливых и горестных минут (говорят, что известие о запрете цензурой шестого тома стало причиной обострения болезни и последовавшей смерти Лескова). Последний, двенадцатый том собрания сочинений вышел уже после кончины писателя, в июне 1896 года. Скончался Николай Семенович 21 февраля 1896 года, после опрометчивой прогулки в коляске вокруг Таврического сада, которая дала застарелой болезни новый толчок. Похоронен Лесков в Петербурге, где и прожил большую часть своей жизни, на Литераторских мостках Волкова кладбища.
При жизни творчество Лескова не было по достоинству оценено современниками. Будучи знаком со многими знаковыми фигурами в литературе и общественно-культурной жизни того времени, такими как, Тарас Шевченко, Репин, Антон Чехов, ближе всех сошелся Лесков со Львом Толстым, взгляды которого оказали на автора «Левши» огромное влияние. «Я всегда с ним в согласии и на земле нет никого, кто мне был бы дороже его. Меня никогда не смущает то, чего я с ним не могу разделять: мне дорого его общее, так сказать, господствующее настроение его души и страшное проникновение его ума», — писал Лесков о Толстом. В итоге на первый план в зрелых и поздних произведениях Лескова выходят религиозные и нравственные проблемы, а отнюдь не политические и общественные.
Сам автор о своих рассказах говорил: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я больше не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить». Несмотря на это признание, отсутствие должного внимания критиков и поддержки собратьев по перу (Достоевский раскритиковал его роман «На ножах», издатель Катков выказывал явное недовольство направлением творческой мысли Лескова), и периодические цензурные запреты, произведения Лескова имели немалый успех среди широкого круга читателей. Да что там говорить, и сегодня многие из его рассказов и повестей читаются на одном дыхании, а ведь прошло столько лет… Юмор Лескова, его неповторимый стиль, двойственная трактовка сюжета и смысла, образная народная речь - разновидность «сказа», родоначальником которого — наряду с Гоголем — он впоследствии стал считаться, все эти авторские черты не были оценены критиками при жизни писателя, но в дальнейшем дали почву множеству научных трудов и исследований.
|