Неовизантийский стиль является одним из архитектурных направлений периода эклектики, которая популярность получила в начале 20 века. Неовизантийский стиль проявлялся в архитектуре всей необъятной России и её Северной столицы, ориентируясь на постройки средневековой Византии 6 — 8 веков нашей эры.
Главным образцом этого стилевого веяния служил храм Святой Софии, который был построенный в Константинополе в 7 веке. Иногда это направление называют «русско-византийским» потому, что архитектурные ансамбли логично имеют сходные черты со зданиями, которые параллельно развиваются в неорусском направлении.
Данное стилевое направление в Петербурге в основном проявлялось в храмовой архитектуре и отличалось наличием полусферических и сферических куполов, крестово-купольной компоновкой, декором с мозаикой и каменной резьбой, богатым внутренним убранством и арочными окнами.
Купола у храмов, как правило, имели приземистую форму и располагались на низких широких барабанах, что опоясаны оконной аркадой. Больше всех остальных - центральный купол. Барабаны малых куполов нередко выступали из здания храма только наполовину — в виде апсид или барабанов, которые наполовину утопали в крыше.
Внутренний объём храма или церкви традиционно не разделяется крестовыми сводами или пилонами, образуя единый церковный зал, что создавал ощущение просторности и вмещал несколько тысяч человек.
Зданий, выполненных в неовизантийском стиле, сохранилось в Петербурге мало. К ним причисляют Церковь иконы Божией Матери, которая расположена на проспекте Васильевского острова, Спасо-Парголовскую церковь, что размещается на Шуваловском кладбище. Не сохранились до наших дней Греческая церковь святого великомученика Димитрия Солунского и Церковь Казанской иконы при Доме презрения бедных.
Одним из последних произведений Петербурга, которые были построены в неовизантийском решении, является Морской собор Николая Чудотворца, расположенный в Кронштадте. Также к этому архитектурному стилю относят Казанскую церковь Воскресенского Новодевичего монастыря для женщин.
|