Николя Жилле, казалось, был рожден для того, чтобы воспитать целую плеяду российских именитых скульпторов. С самого детства, еще только поступая в Парижскую академию искусств, Жилле проявляя серьезные педагогические способности. Он с легкостью объяснял сверстникам то, в чем разобрался сам. Быстро стал лидеров своего класса, и уже тогда заставлял себе подражать.
После окончания академии и получения гранта на заграничное обучение, Николя Жилле направился в Рим, и изучал там местную архитектуру и тонкости скульптурного дела в течение шести лет. Во Францию он вернулся именитым мастером, слава которого достигла и Российских границ.
В то время как раз Императорская академия искусств нуждалась в преподавателе такого уровня, и граф И.И. Шувалов пригласил мастера на работу. Служба Жилле в России продлилась более 20 лет. За это время великий учитель воспитал ни одно поколение прекрасных скульпторов, в их числе оказались Михаил Козловский, Феодосий Щедрин, Федор Гордеев и многие другие. Именно благодаря невероятному педагогическому таланту Жилле уровень русской скульптуры поднялся до уровня западно-европейской.
Но великий учитель оказался. Так же, и весьма мастеровитым скульптором. Одна из его ранних работ «Парис, подающий золотое яблоко» была по достоинству оценена публикой, несколько позже ее выполнили из мрамора, и сегодня она украшает один из залов Лувра. Авторство монументальных групп «Зефир и Флора», «Аврора» и «Вертумн и Помона» принадлежит именно Жилле.
За годы работы в России он выполнил несколько заказов знати на создание скульптурных портретов, украшал залы в зимнем дворце, участвовал в создании эскизов для надгробия императора Петра. Он был отличным портретистом, что и доказал, выполнив посмертный портрет Петра, бронзовые бюсты наследника Павла и Екатерины Второй, а так же мраморный бюст графа Шувалова – президента Академии искусств.
Почувствовав, что воспитал достаточно талантливых скульпторов и педагогов, жиле подал в отставку, получил от Императорской Академии пожизненную пенсию, и отбыл в родную Францию наблюдать за российскими стипендиатами. Более о его творческих успехах никто не слышал.
|