До 1815 года люди, имеющие отношение к литературе, но не разделяющие взглядов любителей русского слова из «Беседы», не были формально объединены. Борьба с «шишковистами» шла при помощи пародий, эпиграмм, памфлетов, часть из которых публиковалась на страницах журналов.
Но после постановки А.А. Шаховским в Петербургском театре пьесы «Урок кокеткам…», в которой откровенно высмеивался Жуковский и пародировалась поэтика сентиментально-романтических произведений, писатели-карамзинисты создали свое общество «Арзамасских безвестных литераторов» или для краткости «Арзамас». Его членами стали Вяземский, Жуковский, Дашков, Батюшков, Д.В. Давыдов, В.Л. Пушкин. После окончания лицея в этот кружок вступил А.С. Пушкин.
Первое заседание прошло в доме С.С. Уварова (который при Николае I займет пост министра просвещения) на Малой Морской улице в доме 21 (ныне перестроен).
Сами члены общества говорили, что «Беседа» создана, чтобы «твердить и писать глупости, «Арзамас» - на то, чтобы над нею смеяться». Арзамасцы во всем подчеркивали свою полную противоположность «Беседе». В отличие от подчеркивающих свои заслуги «шишковистов» именовались обществом «безвестных людей». Если место проведения очередного заседания участниками «Беседы» было четко оговорено, то братьям и согражданам из «Арзамаса» подходило для заседаний «всякое место, на коем будет находиться несколько членов налицо… чертог, хижина, колесница, салазки». Порядок проведения встреч пародировал ученые общества и масонские ложи. Принимаемый в члены общества должен был принести присягу верности. Если же вдруг она была бы нарушена, то его должно было постигнуть наказание быть членом Российской академии и «Беседы любителей русского слова». Также произносилась надгробная речь покойному предшественнику. За неимением таковых их «брали напрокат» из числа живых «беседчиков», поскольку они считались в этом круге литературными мертвецами. Демократизм подчеркивался выбором нового председателя на каждое заседание. Он должен был непременно надевать красный колпак на голову. Бессменным секретарем был В.А.Жуковский. Каждое новое заседание открывалось чтением написанного прозой или стихами, но непременно в шутливом тоне, протокола прошлого собрания и заканчивалось ужином, за которым обычно подавали гуся - символ «Арзамаса».
Каждый арзамасец имел прозвище, заимствованное из баллад Жуковского, который сам именовался Светланой: «Вот, я вас», Асмодей, Ахилл, Эолова арфа, Кассандра, Чу, Рейн, Сверчок. Так же обращались друг к другу члены кружка при переписке.
На этих веселых собраниях нередко присутствовал Карамзин, но разделяя взгляды кружковцев, он не участвовал в литературных сражениях. Впрочем, к тому времени он почти отошел от литературы, и занялся историей.
В середине 1817 года членами «Арзамаса» становятся М.Ф. Орлов и Н.И. Тургенев – будущие декабристы. Это время заката кружка. При этом новички ратовали за придание объединению политической направленности, а некоторые из основателей быстро продвигались по карьерной лестнице и не имели желания поддерживать радикальные настроения. Объединение людей, связанных между собой дружескими отношениями, но имеющих различные идейные воззрения, оказалось непрочным.
После закрытия «Беседы» деятельность членов «Арзамаса» потеряла смысл. Внешней причиной распада в 1818 году послужил отъезд некоторых из них из Петербурга.
Просуществовал «Арзамас» всего три года, но его след в литературной и общественной жизни Петербурга и России неоспорим: арзамасцы закрепили приоритет языковых изменений, введенных Карамзиным. Это была по словам Вяземского «школа взаимного литературного обучения» и место, «куда люди разных возрастов, иногда даже и разных воззрений и мнений по другим посторонним вопросам, сходились потолковать о литературе, сообщить друг другу свои труды и опыты и остроумно повеселиться и подурачиться».
|