В доме Н.В. Всеволожского - чиновника Коллегии иностранных дел, а также переводчика и автора водевилей - часто бывали С.П. Трубецкой, Ф.Н. Глинка, Я.Н. Толстой, А.А. Дельвиг, А.Д. Улыбышев, А.С. Пушкин и другие представители светского Петербурга, которых объединяло общее увлечение театром и литературой. Время от времени ими поднимались темы общественные и политические.
В марте 1819 года они создали общество «Зеленая лампа». При этом некоторые его участники (Глинка и Трубецкой) одновременно состояли в «Союзе благоденствия». Под влиянием ранней декабристской организации они могли являться инициаторами политических дискуссий. Литературоведы считают, что разница между тем и другим обществом «заключалась не в идеалах и программных установках, а в типе поведения… Для члена «Зеленой лампы» свободолюбие окрашено в тона веселья, а реализация идеалов вольности – это превращение жизни в непрекращающийся праздник». Здесь царили политическое вольнодумство, весьма свободные нравы, граничившие с озорством, в языке было принято сочетание площадных выражений и «высокой» лексики.
На собраниях вели протоколы, члены общества все происходящее обязались сохранять в тайне, поскольку разбирали произведения, написанные ими в вольном духе. Заслушивали специальные отчеты о деятельности театров Петербурга, обсуждали очерки Всеволожского, касающиеся русской истории и «составленные… по летописям», читали стихи, имеющие, в том числе, антиправительственный характер (например, «Шарада» Глинки), публицистические статьи (социальная утопия «Сон» Улыбышева). До нас дошли стихотворные послания Пушкина, адресованные членам «Зеленой лампы».
Из воспоминаний председателя общества Толстого известно, что оно имело девиз «Свет и надежда», а на принадлежность к членам организации указывали кольца, на которых были изображены лампы. Свет обозначал несомненную связь с идеалами свободы.
В письме Пушкина к Толстому можно найти такие строки о кружке:
«…Приют любви и вольных муз,
Где с ними клятвою взаимной
Скрепили вечный мы союз,
Где дружбы знали мы блаженство.
Где в колпаке за круглый стол
Садилось милое Равенство…»
Стол, за которым проходили дружеские ужины и велись диспуты, действительно был круглым, и освещала его зеленая лампа. Колпаки служили символами свободомыслия, поскольку они были атрибутом якобинцев.
Историки и литературоведы утверждают, что представители «Союза благоденствия» считали кружок «Зеленая лампа» своим филиалом. При этом для большинства его членов это была закрытая информация. Будущими декабристами задавался общий тон собраний, а остальные участники встреч не входили в какое-либо тайное общество, но смогли почувствовать на себе его организующее влияние.
После сообщения полковника Жадовского (одного из членов «Зеленой лампы»), что о существовании общества стало известно полиции, решено было более не собираться. Роспуск, вероятнее всего, был связан с усилением политического сыска, последовавшего за восстанием Семеновского полка.
|