Особняк находится в самом центре Северной столицы, недалеко от Исаакиевского собора. Ранее он принадлежал сенатору Половцеву, который был председателем Российского Исторического Общества. Дом Половцева отличается контрастностью решений неброского классического фасада и роскошью внутренних интерьеров. До наших дней дошёл уникальный декор из мрамора и ценнейшей древесины, лепка и наборный паркет и многое другое, поражающее воображение входящих сюда посетителей.
На том месте, где сейчас стоит особняк, первоначально было строение усадебного типа, неоднократно с момента строительства Санкт- Петербурга менявшее своих хозяев. Во времена Екатерины II эта усадьба принадлежала приближённым ко двору братьям Левашёвым. Они много путешествовали и Екатерина часто использовала их дом по своему усмотрению, здесь некоторое время жила даже её ближайшая подруга Екатерина Романовна Дашкова, служил дом и прибежищем для
политических эмигрантов. Здесь принимали борца за независимость колоний Испании в Южной Америке венесуэльца Франсиско Миранду (1787 год), графа Д'Артуа, брата казненного Людовика XVI, будущего короля Франции Карла Х (1793 год). В 1809 году владелицей усадьбы стала Екатерина Пашкова, с 1816 года домом владел генерал-адьютант Павел Шувалов. В 1820 году он продал дом Марье Донауровой. С 1829 года им владела Надежда Толстая.
Наконец, в 1835 году усадьбу покупает князь Сергей Гагарин. Он решает изменить облик строения, в частности, до него в дом можно было войти только через сад (принцип усадьбы). По заказу князя был построен лицевой флигель по Большой Морской улице. Для этой цели был приглашён ученик строителя Исаакиевского собора О. Монферана молодой архитектор А. Пель. Дом, построенный по его проекту, мы и видим сегодня.
Перестраивалась усадьба долго. Гагарины не скупились на его отделку, из Италии везли отделочный материал - белый мрамор. 25 лет этими работами руководил архитектор Н.Ф. Брюлло (племянник знаменитого художника Карла Брюллова) при участии И.П. Ропета: он изменил внутреннюю планировку, модернизировал водопроводную, канализационную и отопительную системы. Благодаря Брюлло был создан уникальный интерьер Дубового зала в стиле эпохи Возрождения, который был в те времена библиотекой. Опять-таки из Италии были выписаны резные встроенные книжные шкафы, выполненный флорентийскими мастерами XVI века камин из сиенского желтого, генуэзского зелёного, коричневого с прожилками мрамора.
Именно в Дубовом зале чаще всего проходили заседания «Русского исторического общества», которое возглавлял Александр Половцов. Благодаря деятельности этого общества были выпущены десятки научных исторических сборников, вышли 25 из 120 запланированных томов актуального по сей день «Русского библиографического словаря». После смерти Н. Брюлло работами по реконструкции особняка руководил М. Месмахер. Он завершил парадную лестницу, Белый зал, с его необыкновенной красоты наборным паркетом, на инкрустацию которого пошло больше 30 пород ценнейшего дерева, сохранившимся до наших дней и создал Бронзовый зал. В 1887 году им был разработан проект,объединивший в едином стиле необарокко дворовые фасады.
Сын Половцовых, Александр, был офицером, членом АН Юридического общества. В 1890 году, к его женитьбе на Софье Паниной, был торжественно открыт Белый зал. Посажёным отцом на свадьбе был сам император Александр III. В своих воспоминаниях современники называют Белый зал «нарядный зал Луи XV», своей роскошью он мог сравниться лишь с интерьерами французских дворцов: аллегорическая живопись пятичастного плафона, обрамляющая картины вычурная лепка с позолотой, орнаменты в стиле рококо с выпуклыми барельефами. С плафона спускаются две изумительные хрустальные люстры с дубовыми листьями на трёхъярусных кронштейнах. В каждой люстре молочного стекла 72 свечи с лампами «миньон», которые были впервые зажжены в день свадьбы Александра Половцова. Зал украшают двустворчатые двери с позолоченной лепкой и наличниками, облицованными розовым итальянским мрамором. Н.Ф. Брюлло завершая работу над залом, бережно сохранил плафон, начатый художником Р.И. Кузьминым и законченный знатоком французского стиля 18 века Г.Э. Боссе. Он также встроил в зале эркер между огромными окнами, который расширил зрительное пространство зала.
В 1913 году Александр передал дом своей сестре Анне Оболенской, сам же поселяется на каменоостровской даче Штиглицев. В доме Половцовых, а теперь уже Оболенских, часто устраивают музыкальные вечера.
В 1915 году Анна Оболенская продаёт дом Л.П. Мошкевичу, в 1916 году он переходит к члену Общества возрождения Руси К.И. Ярошинскому. Здесь читали свои стихи Николай Клюев и Сергей Есенин.
После революции здание, из которого предварительно были вывезены ковры, мебель и картины, передают сначала школе профдвижения (позже Высшая профессиональная школа культуры), а в 1934 году Союзу архитекторов. С тех пор особняк также называют Домом Архитектора.
Во время Великой Отечественной войны здание пострадало, особенно Дубовый зал. Тем не менее, его художественной ценности это не умаляет.
Сегодня здесь располагается Общество Архитекторов России Санкт Петербурга. Интерьеры особняка Половцова приобрели статус музея, доступного для обозрения. Здесь проводятся творческие конкурсы, выставки, также располагается одноимённый ресторан, предлагающий своим посетителям русскую дворцовую кухню.
|