Памятник Ф.М. Достоевскому
|
Памятников Достоевскому в России установлено немало, но, пожалуй, самым интересным из них является скульптура Федора Михайловича, установленная в 1997 году в Санкт-Петербурге, близ Владимирской площади.
Примечательно, что свой первый эскиз этого монумента скульптор Любовь Холина выполнила еще в 1956 году, затем он в сотрудничестве с художником Петром Игнатьевым и скульптором Павлом Игнатьевым неоднократно дорабатывался художницей, а воплощен в жизнь был лишь на исходе 20 столетия.
Такая длинная история монумента связана с тем, что долгие годы власти Ленинграда не давали свое добро на его установку, так как Федор Михайлович считался «реакционным» писателем. В 1987 году, когда ситуация с памятником казалась уже совершенно безнадежной, Холина предложила установить бюст писателя в сквере, напротив ворот Владимирского собора, с таким расчетом, чтобы он затем стал частью наружной экспозиции музея-квартиры Достоевского. Однако эти планы так и не осуществились, зато лед тронулся – вскоре объявили конкурс на проект памятника великому писателю.
В 1990 году скульптор вместе с архитектором Петровым все же смогла победить в конкурсе. Изначально Любовь Михайловна предлагала установить 3-3,5-метровое гранитное изваяние в месте, где канал Грибоедова впадает в Крюков канал, таким образом, чтобы фигура Достоевского словно «вырастала» из гранита набережной. Но слишком оригинальный проект оказался ненужным городу, поэтому и возникла идея установить скульптуру возле церкви Владимирской иконы Божьей Матери, подле которой, на лавочке, любил коротать время Федор Михайлович.
Фигура Достоевского была отлита из бронзы и закодирована «под камень» - в ней нет выступающих деталей. У скульптуры ясный и четкий профиль, но изможденное напряженной работой лицо: продолжать работу уж не было больше сил, а посему писатель сидит, поникнув и погрузившись в свои мрачные мысли (как известно, Федор Михайлович из-за нужды творил свои произведения даже без корректировки – времени на это у него не было).
Петербургский памятник Достоевскому является одним из наиболее концептуально интересных монументов последних лет, хотя он и был несколько подпорчен неудачным, по мнению искусствоведов, оформлением архитектора Спиридонова, который использовал в своей работе плиточное мощение и пошлые фонарики. От такого «штампованного» окружения монумента веет лишь откровенной бездарностью и фальшью.
|