Памятник на могиле Даргомыжского
|
Весной, когда оживает природа, и весь мир будто бы рождается заново, вроде бы и не уместно посещать кладбища, но случайно ли, или специально попав на территорию Некрополя Александро-Невской лавры, обратите внимание на хрупкую скульптурную фигурку мальчика-пастушка, установленную на могиле великого русского композитора Александра Сергеевича Даргомыжского. Словно Лель в весеннем лесу, он играет на свирели, и кажется, что даже под осенним дождем рождается его светлая и чистая трель.
Босоногий пастушок совсем не велик, рядом с ним стоит такой же невысокий камень, на котором без громких фраз, дат и чинов написано одно слово – фамилия композитора, чью могилу украшает этот необычный памятник-аллегория, как некий зримый образ его музыки.
Это своеобразная дань русского народа музыканту, чьи произведения отражали красоту природы, в которых звучала напевность и искренность крестьянской песни. И нет здесь места массивным постаментам из гранита, бюстам и суровым монументам, возвышающимся над людьми – все просто и понятно, как и сама музыка Александра Сергеевича.
Бронзовый памятник был изготовлен по материалам дипломной работы А.И. Хаустова, защита которой прошла в 1958 году в ЛВХПУ им. Мухиной. Согласитесь, довольно необычный, можно сказать редчайший случай – работа студента воплощается в реальный памятник и занимает почетное место на могиле великого композитора!
Даргомыжский Александр Сергеевич родился в феврале 1813 года в селе Троицкое, что в Тульском уезде. Как и другие дети в его дворянской семье, получил прекрасное образование. Успешно нес государственную службу. Переломный момент в жизни будущего композитора наступил после встречи с М. Глинкой.
С ранних лет увлекаясь творчеством другого великого человека, своего тезки – Александра Сергеевича Пушкина, Даргомыжский стал создавать свои произведения на стихи великого поэта. О нем говорят как о композиторе вокальном, его произведения полны реализма, в них вместо привычных арий и дуэтов можно услышать речитативы и декламации под музыку.
Сам композитор не раз говорил о том, что непонимание и невосприятие современниками его произведений идут от того, что ему хочется правды, хочется, чтобы звук прямо выражал слово, а понять и оценить это могут не все…
|