«Пасынок Царского Села» - дворцово-парковый ансамбль Павловск расположен в 26 км от Петербурга. Изначально здесь находились богатые охотничьи угодья, которые были неподалеку от царскосельской летней резиденции императорского двора. И начинался Павловск с небольших охотничьих домиков «Крик» и «Крак». С этими необычными названиями связаны некоторые легенды, что Павлу здесь послышался крик, но на самом деле, именно так называли садовые и охотничьи постройки в то время в Германии.
В 1777 году по случаю рождения Александра I, своего внука, Екатерина Великая дарит эти земли в долине реки Славянки Павлу I. В 1779 году в Павловске выстроены маленькие деревянные дворцы – Паульлюст и Мариенталь, что означало – «Утеха Павла» и «Долина Марии». Павел I не особо занимался данным подарком, и основной хозяйкой Павловска стала его супруга – Мария Федоровна, в 1788 году Павел передает ей усадьбу в собственность. С именем Павла больше связана Гатчина, так же как Петергоф – с Петром I, а Царское Село – с Екатериной. Мария Федоровна после смерти своего августейшего супруга возводит в Павловской усадьбе Мавзолей «Супругу-благодетелю». Это строение, разумеется, скорее мемориальный памятник, поскольку собственно усыпальницей императора он не является.
Павловский дворец закладывают в 1782 году. В течение 10 лет над созданием Павловского ансамбля трудился известный архитектор Ч.Камерон. Его идеи легли в основу не только дворца, но и всей планировки и композиции усадьбы с парком, мостами, аллеями и садово-парковыми постройками. Камерон проектирует Павловский дворец наподобие богатых итальянских вил, что прекрасно отвечает будущему назначению дворца, который призван был служить тихому семейному отдыху.
Следующим творцом Павловска стал Винченцо Бренна. Он возводит в парке «Пиль-башню», Каменную лестницу, мост с кентаврами, а также разрабатывает районы парка – Старую и Новую Сильвию. В.Бренна на месте прежнего дворца Мариенталь возводит столь любимое Павлом сооружение – крепость. Только крепость «Бип» получилась почти игрушечной, что правда, не помешало Павлу включить ее в состав действующих цитаделей и организовать там настоящую гарнизонную службу. Интересно, что здесь протекали первые годы службы молодого Аракчеева. Со смертью Павла крепость исключается из «боевого резерва».
Завершают художественный образ Павловска три гиганта отечественной культуры – А.Воронихин, К.Росси, П.Гонзаго, трудившихся в Павловске еще четверть века. Так, например, А.Воронихин по первому проекту Ч.Камерона выстраивает забавное сооружение – Руины. Это полуразрушенная стена с полуциркульными арками должна была олицетворять собой фрагмент остатка строения древней архитектуры. Для полноты и «правды» впечатления вокруг Руин были романтически разбросаны реальные античные предметы, в том числе статуи из белого мрамора.
Впрочем, это не единственное «павловское» чудачество его обитателей. Так в западной части парка есть район Большая звезда, ведущий ко дворцу и состоящий из 12-ти дорожек, которые соединяются между собой небольшими просеками. Вся эта планировка напоминает звезду. Так вот названия этих дорожек и аллей немного странны – Грибная, Дружеская, Зеленой женщины, Красного солнца, Красного молодца, Богатого поля и т.п. Известно, что Мария Федоровна любила устраивать различные игры, в том числе и лотерею, более известную нам как «фанты». Кто-то вытягивал листочек с заданием найти дорожку Красного молодца и т.д.
В целом же строительство и обустройство Павловского дворцово-паркового ансамбля продолжалось около 50 лет.
Река Славянка, на крутом берегу которой стоит Павловский дворец, является связующей артерией всего парка. Мосты через нее чаруют своим разнообразием и задумками. Мост с кентаврами – однопролетный мостик у входа в Холодную баню. Фигуры Кентавров являются копиями статуй капитолийского музея в Риме и установлены на мост в 1805 году по замыслу А. Воронихина. С тех этот мостик – один из самых любимых у отдыхающих в парке.
Вообще Павловский музей-заповедник богат на великолепные пейзажи с участием мостов.
Еще одним строением, которое непременно обращает на себя внимание – это Храм Дружбы. Возведено это примечательное сооружение в 1782 году Камероном. Храм должен был стать символом взаимопонимания в сложных отношениях строгой матери Екатерины II и вспыльчивого и замкнутого сына Павла I. С идей создания Храма Дружбы выступила супруга Павла I Мария Федоровна. На стене, над входом высечена надпись «Любовь, почтение и благодарность посвятили». К сожалению, павильон не укрепил отношения в монаршей семье, но стал любимым местом для проведения ужинов, чаепитий, чтений и другого приятного время препровождения.
От Павловского Дворца и Больших кругов вниз ведет Большая каменная лестница. Вид на излучину реки Славянка с верхнего марша лестницы является «открыточным» и часто фигурирует на фотографиях Павловска. Большая каменная лестница создана по проекту В. Бренны. Лестница имеет 64 ступени и расширяется по мере спуска, что еще усиливает впечатление ее протяженности. Статуи львов наверху более доброжелательны, чем нижняя пара, которая оскалилась, готовая сейчас же броситься на непрошенного посетителя парка.
Еще одним местом Павловского парка является Лабиринт. Созданный в конце XVII века по проекту Ч.Камерона, он и сегодня приведет в восторг решивших попробовать свои силы в озорной игре. В Лабиринте из высоких кустарников сохранены исторические дорожки.
Интересно, что в 1838 году в Павловске открывают его славнейший «воксал», выступать на котором было в то время большой честью не только для русских, но и зарубежных артистов. Так, на протяжении 10 сезонов в здании вокзала играл и дирижировал оркестром И.Штраус, король вальсов. В 1914 году павловские зрители увидели А.Павлову в известном «Лебеде». Своды здания часто оглашались могучим басом Ф.Шаляпина и лирическим тенором Л.Собинова. Здесь бывали Ф.Достоевский, О.Бальзак, М.Лермонтов, А.Дюма, Н.Кукольник, М.Глинка. Подобные развлечения на павловском вокзале превращались в приятную прогулку на поезде на концерт и обратно.
В войну Павловский ансамбль сильно пострадал. Дворец сгорел почти полностью, было вырублено 600 га парка, более 30 тыс. произведений искусства числились в розыске. К 1978 году Павловский дворец был восстановлен первым из всех руинированных дворцов.
Белки в Павловске
Павловск славится не только античными статуями и мифологическими существами, застывшими в камне.
Павловский музей-заповедник – первый в списке мест, где можно покормить белок. Планируя поездку в этот пригород обязательно запаситесь орехами. И тогда веселые, правда небескорыстные, знакомства вам гарантированы.
Схема Павловска
|