Карта
с достопримечательностями

Маршруты
13 маршрутов по городу

Где остановиться
варианты размещения

Где поесть
недорого и вкусно

Что купить
сувениры и подарки

Как добраться
городской транспорт

Погода
во что одеться


 
  Реклама на сайте
 
Организация экскурсий по городу, бронирование отелей.


Разделитель Разделитель Разделитель Разделитель


Разделитель Разделитель Разделитель

Разделитель




ПОПУЛЯРНОЕ
Что привезти из Петербурга
Наш топ10 сувениров из города на Неве
Санкт-Петербург за один день
Пеший маршрут, рассчитанный на 4 часа
Где поесть в Петербурге
вкусно и недорого
 
1
bg

2
bg

3

Гостиницы Санкт-Петербурга - 101Hotels.com

Наши партнеры:

Экскурсии по Санкт-Петербургу на www.My-peterburg.ru
 
Главная arrow Праздники Петербурга arrow Павловский воксал - первая «летняя» филармония

Павловский воксал - первая «летняя» филармония

«Желающих приобщиться к музыке в Петербурге много – платежеспособных мало..»
(из записей обозревателя «Иллюстрации»)

Как известно, музыка в северной столице «лилась рекой» - во дворцах, в салонах, в гостиных, в аристократических и купеческих домах и проч. Однако не всегда эта музыка была общедоступной, причем, даже для привилегированных сословий.

С открытием Павловского воксала – начинается эпоха открытых «филармоний», так во всяком случае может быть охарактеризовано значение Павловска как центра русской музыкальной культуры.

Именно в Павловск мог поехать простой обыватель за 85 копеек по железной дороге и слушать там музыку целый день. Причем, Павловский воксал славился еще и гастрольными концертами европейских знаменитостей, которые кроме элитных выступлений в императорских дворцах и княжеских салонах и усадьбах давали концерты для широкой публики и здесь.

Интересно, что в столице главным концертным сезоном были пять недель строгого Великого поста. Поскольку в эти дни не работали театры, не давались балы (разве что благотворительные), не гремели музыкой танц-полы (вот ведь разница с нынешним временем!), то приезжие знаменитости не давали заскучать петербургским меломанам в эти недели. Случалось, что количество концертов доходило до 80.

В январе 1835 года Николай I получает записку от чешского инженера фон Герстнера, в которой расписываются несомненные выгоды государства от построения железной дороги между столицей, Царским Селом и Павловском. Кроме того, в своей записке чех указывал, что кроме экономических резонов этот проект станет «предприятием полезным для здоровья жителей столицы, будущей прогулкою всех, имеющих нужду в отдыхе.… В конце дороги устроится новое Тиволи, прекрасный Воксал: он летом и зимою будет служить сборным пунктом для столичных жителей».

Специалисты – историки считают, что у этого чеха были далеко идущие планы по обустройству России железнодорожным сообщением, однако его замыслы не были полностью воплощены. Да и этот проект – С.Петербург - Царское Село – Павловск - воспринимался более как забава и аттракцион, который может принести быстрый доход. По идее – весь проект был данью моде.

Линия дороги была проложена прямо перед павловским Музыкальным залом, чем сильно обезобразила сам сад и парк. Пострадал район «Большой звезды» из творений Ч.Камерона.

Однако дело быстро завертелось, и Павловск стал необычайно популярен.

Вначале сам воксал состоял из нескольких помещений: круглая прихожая, обеденный зал, залы для балов и концертов, два зимних сада и два флигеля с 40 номерами для приезжих. Вокруг воксала была круглая галерея «для потребления в летнее время».

Центральный зал был отведен под ресторан, которым владел известный предприниматель Кулон, позже он станет хозяином «Европейской» гостиницы.

Время обеда сопровождалось военным оркестром, он же обслуживал вечерние танцы. Сам вход в воксал был бесплатным, но посещение танцев обходилось в 5 рублей.

Военный оркестр исполнял тогдашний шлягер «Паровая музыка Локомотив», ноты которого были раскуплены мгновенно для личного потребления.

«Северная пчела» также включилась в рекламу проекта, превознося и кухню, и вино, и прелести вальса. В Павловске гремели праздничные фейерверки, давались балы «без особой платы за вход», все мероприятия были изящно и торжественно иллюминированы. Но главным была, конечно, музыка.

К организации программ подходили уже грамотнее – легкие пьесы чередовались с серьезными произведениями, хотя правление постоянно искало именно новые развлечения. Так, были приглашены московские гости – именитый хор цыган, тирольский хор, пиренейские горцы; из Европы – венский бальный оркестр под управлением дирижера И.Германа.

Ставка на громкие имена, несомненно, делала свою работу, публика валила в Павловск, а газеты трубили славу.

Однако «роковой» успех пришел, когда в Павловск был приглашен тогдашний король вальсов – Иоганн Штраус. Интересно, что маэстро был приглашен вначале на один сезон, но в итоге провел в России 10 лет.

«Реформам», которые осуществил здесь Штраус, Павловск и обязан своим званием «летней филармонии». Маэстро сразу же «ввел запрет» на исполнение своей музыки за обедом. Эту миссию теперь осуществляли только военные оркестры. Таким образом, из привычного ресторана Штраус постепенно превращал этот воксал в музыкальный зал. Далее Маэстро стал «скармливать публике» наряду с легковесным жанром произведения классических авторов. Для концертов И.Штрауса была оборудована эстрада перед зданием воксала.

В 1860 году Павловск страдает от пожара, но после, именно стараниями Маэстро, здание перестраивают с уже отделенными залами – ресторана и концертной площадки. Теперь зал для музыки вмещает около 2 тысяч слушателей, а в программы входят произведения симфонического направления западноевропейской музыки. И.Штраус вводит также «глинковскую» традицию, здесь организовывают вечера, посвященные выдающемуся русскому автору.

Маэстро поднимает уровень музыкантов Павловского оркестра на высокий профессиональный уровень - теперь они могут уже сами давать гастроли. После И.Штрауса Павловский воксал придерживался этих традиций, сюда приглашались именитые дирижеры, и соблюдалась филармоническая традиция репертуара.

Разумеется, легкая музыка и танцы с фейерверками, цыгане, маскарады и прочие утехи не были забыты. Сборные программы такого рода также присутствовали «в ассортименте» Павловска. Все это разнообразие получалось держать в гармонии, Павловский воксал имел свое колоритное лицо истинно петербургского и столичного заведения. Больше того, этому воксалу удалось сформировать даже свою публику и сыграть значительную роль во всей музыкальной культуре С.-Петербурга.

 

О городе Куда пойти Отдых Интересно
     

 

 


 

Достопримечательности | Экскурсии | Маршруты | Памятка туриста | Фото и панорамы | О компании | Контакты
www.Peterburg.biz. Все права защищены © 2009-2021. Копирование информации с сайта запрещено. 18+.

Сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.
Условия использования | Реклама | Сотрудничество | Партнеры | Карта метро | Автор

Сайт создан в веб-студии SWS

Генерация за 0,009313 секунд