Печальная комедия Георгия Данелии «Осенний марафон» вышла в далеком 1979 году. Картина обладает блистательным актерским составом и по праву считается классикой советского кинематографа. «Осенний марафон» - это полтора часа афоризмов и цитат, иногда смешных, а порой грустных.
Вообще, удивительно, как в Советском Союзе Георгию Данелии удалось реализовать этот непростой проект. Как известно, в те времена в СССР фактически «не было секса», поэтому Данелии, видимо, было нелегко проталкивать свой фильм, разрушающий все представления советских людей о добропорядочности и честности, так как моральный облик Бузыкина, главного героя фильма, терзаемого разладом с самим собой и внутренними противоречиями, ну никак не подходил под образ советской действительности.
Кинофильм "Осенний марафон" получил десятки положительных рецензий, всеобщее признание, международные и союзные премии, а также огромный отклик зрителей, которые вступили в горячие дискуссии об истории, рассказанной Александром Володиным и Георгием Данелией. Однако, несмотря на всеобщую любовь к фильму, он был понят зрителями совсем по-разному, его смысл был истолкован порой с диаметральной противоположностью. Сам же Данелия обратился к вечной как мир теме — может ли быть человек одинаково хорошим и добрым для всех, не будут ли окружающие страдать от этого?
История Андрея Бузыкина, с которой великолепно справился Олег Басилашвили, дает полный ответ на эти вопросы. Казалось бы, и намерения у героя самые добрые по отношению к родственникам, близким и друзьям, однако результатом его усилий – сделать всех счастливыми и никого при этом не обидеть, становится лишь ухудшение отношений в семье и непонимание со стороны любимой женщины. Да и сам Андрей чувствует себя глубоко несчастным и загнанным в угол человеком. Фантастическое трио Олега Басилашвили, Натальи Гундаревой и Марии Неёловой представляет собой классический «любовный треугольник». Он составляет лирическую сторону фильма.
В «Осеннем марафоне» режиссер тесно переплел между собой драматические и комические ситуации, объединив их очень жизненно: такая ситуация может произойти как с близким родственником, так и с соседом – от этого никто не застрахован. Над приключениями персонажей можно улыбаться, а можно и сочувствовать.
Союз режиссера Георгия Данелии с талантливым драматургом Александром Володиным стал очень удачным. Прекрасные тексты, простые на первый взгляд, обладали редким кинематографическим изяществом, имели безупречное чувство стиля, ритма и колорита.
Осенний Ленинград был для режиссера новой натурой, новой "географией". Он был снят в своей атмосфере очень свежо и с любовью. Вспомнить хотя бы вид на набережную Невы, который был снят из окна большой петербургской коммуналки. Или чисто данелиевскую композицию, когда грибники с пустыми лукошками сидят на опушке рощи – нелепость, нонсенс, за которыми следуют пьяный дебош и вытрезвитель, однако сейчас жизнь прекрасна, как осенний лес.
Величественный, но слегка потрепанный Ленинград брежневской эпохи, с облупившимися, но все еще "держащими спину" историческими постройками, с мостами и пустынными набережными, залитыми дождем, с замусоренными подъездами старинных домов и обшарпанными дворами – все это является выразительным фоном такой же разваливающейся на части личной жизни героя.
Вся наша жизнь — это длинный марафон, в котором мы хотим все и везде успеть, не упав на виражах, однако об одном нельзя забывать – в этой безумной суете нужно не потерять самого себя.
|