«Человек есть тайна. Ее надо разгадать и ежели будешь ее разгадывать всю
жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо
хочу быть человеком» Ф.М.Достоевский.
Угловой дом в Кузнечном
переулке 5/2 трижды становился «домом» Достоевского: в 1846 году он
прожил здесь небольшой промежуток времени, работая над повестью
«Двойник»;
с 1878 года и до своей смерти /1881/ Федор Михайлович с семьей снимал здесь 6 комнат и закончил «Братьев Карамазовых»;
а с 1971 года здесь открыт литературно-мемориальный музей величайшего писателя России.
Можно
сказать, что с этого дома началась и здесь окончилась его жизнь в
Петербурге, хотя, на самом деле, за все 28 лет обетования в российской
столице Достоевский сменил 20 квартир, так и не заведя свою собственную.
Интересно, что ни в одной из них писатель не проживал более 3 лет,
причем, как правило, питерские дома Достоевского обычно располагались
именно на перекрестке и представляли собой самые обыкновенные доходные
дома города.
Как и люди, населяющие эти дома, включая их подвальные и
чердачные помещения, так и сам «зловещий город» Петербург отзеркаливались
в героев, перипетии и события романов. «Перекресток», «переулок»,
«угол», «подвал», «стена», «забор» - именно так город-фантом,
город-призрак Петербург «замыкал» в своих «декорациях» сознание и
мироощущение героев, да и самого писателя. Известно, что Федор
Михайлович, попав на каторгу после инсценированной властями процедуры
неосуществившегося повешения за участие в Петрашевском обществе, нередко сравнивал свою литературную деятельность с каторгой, причем жизнь на последней писатель считал сноснее.
В художественной прозе Федора Михайловича можно найти как реальные
«адреса», так и вымышленные – достроенные и произвольно размещенные
воображением писателя. Реальный Петербург делался у писателя активным
действующим героем, таинственным и фантастическим в своей
двойственности, безумным в своей пошлости и прозаичности. Так этот город
и стал – «Петербургом Достоевского» - художественным анамнезом русской
души.
«Всегда говорят, что действительность скучна, однообразна,
чтобы развлечь себя прибегают к искусству, фантазии, читают романы. Для
меня напротив, что может быть фантастичнее действительности. Что может
быть невероятнее действительности» - Ф.М.Достоевский.
Окна
петербургского дома на Кузнечном в квартире 10 выходят, в том числе, и
на Владимирскую церковь, прихожанином которой и был Федор Михайлович.
Сейчас одно из этих реальных окон единственно открыто среди созданного
пространства литературной экспозиции в доме-музее писателя, остальные
окна – декорация черного «двоящегося» и отражающегося пространства. В
кабинете писателя – икона в серебряном окладе «Божия Матерь Всех
Скорбящих Радость», в произведениях – вечные вопросы к Богу и метания в
поисках истины. Это и есть атмосфера Федора Михайловича, переданная им
и воссозданная в музее. Вся мемориальная часть тщательно
восстанавливалась по архивам, и представляет собой интерьеры кабинета,
гостиной, прихожей, столовой, детской, комнаты Анны Григорьевны.
Переданная внуком писателя Андреем Федоровичем ценная коллекция стала в
свое время основой этого музея. Сейчас библиотека дома писателя состоит
из 24 тыс. книг и небольшого рукописного фонда, экспозиция насыщена
коллекциями графики, фотографий и предметами прикладного искусства.
Дом
на Кузнечном - не только мемориальное собрание экспонатов, на так
называемом «втором уровне» здесь попытались представить творческий
процесс писателя. Третий уровень, раскрывающий художественное
пространство Достоевского, технически приближен к мультимедийной
современности – мониторы и видеопрограммы, информация, экранизации и
документальные фильмы. В залах экспозиции проводятся семинары и
конференции. При музее существует ФМД
театр, по вечерам в доме Достоевского играются спектакли.
Кроме Театра
Музея Достоевского, в доме на Кузнечном выступают «Белый театр», театр
«Кукольный формат», «Такой театр» и др. Здесь экспериментировал А.Вайда,
здесь в качестве артистов дебютировали малолетние осужденные
колпинской колонии. Еще Дом-музей Достоевского проводит экспозиции
фотовыставок и выставок современной живописи, а также встречи с ведущими
писателями и деятелями культуры.
С 2010 года С.-Петербург официально
отмечает день Достоевского - 3 июля. На премьере этого праздника Федор
Михайлович «говорил» с петербуржцами в метро, «прохаживался» по
Кузнечному и Достоевский, «читал вслух» вместе с горожанами «Преступление и наказание» на улице, «участвовал» в ярком флешмобе,
осыпая прохожих мукой и конфетти. И это тоже Петербург автора «Бесов»,
город великого русского прозаика, зайти к которому можно, поднявшись на
второй этаж дома на Кузнечном переулке и позвонив в дверь с табличкой
«Федор Михайлович Достоевский».
|