Почему Родион Раскольников все время возвращается на одну и ту же площадь?
|
События в романе происходят в районе Петербурга, торговым центром которого являлась Сенная площадь. Раскольников неизменно после кружений по городу возвращается именно сюда. Здесь волей случая он подслушал разговор Лизаветы Ивановны - сестры старухи-процентщицы, из которого узнал, когда ее не должно быть дома. И тогда окончательно сформировался план его преступления. Сюда же он приходит, чтобы покаяться в содеянном, и его не трогают насмешки и пересуды окружающих, когда он опускается на колени перед церковью.
Сам писатель часто бывал на Сенной, посещал храм Успения Пресвятой Богородицы, который был так красив, что долгое время его архитектором считали Бартоломео Растрелли. Один из самых больших в Северной столице и в то же время легкий и воздушный, он служил доминантой площади. Обычно петербуржцы именовали его Спас-на-Сенной. Даже название храма перекликается с идеей спасения покаявшейся души.
Очень интересен факт, что западный портал храма идеально гармонировал с портиком здания Гауптвахты расположенного здесь рынка. Оно было построено для полицейского надзора и сохранилось до сегодняшнего дня. Сейчас на Сенной площади это единственная постройка XIX века. На этой гауптвахте в марте 1874 года находился под арестом сам Ф. М. Достоевский, бывший тогда редактором «Гражданина», за нарушение цензурного устава. В его время при въезде в город с Садовой улицы ансамбль, созданный порталом храма и портиком помещения, предназначенного для содержания арестантов, служил своеобразным парадным проездом. Левая и правая его части были расположены под углом к центральной оси площади.
В 1930-х годах Сенную площадь реконструировали. Постройки ее рынка были разрушены, он стал именоваться Октябрьским колхозным и был перенесен к началу Московского проспекта. В начале 60-ых Петербург лишился храма Спаса-на-Сенной, как якобы не представляющего никакой ценности, а построенная на его месте станция метро стала называться «Площадь Мира». Только в 1991 году Сенная площадь обрела свое прежнее историческое название.
Сегодня обсуждается восстановление разрушенного храма на его первоначальном месте. И, может быть, когда-нибудь жители Петербурга и его гости смогут увидеть эту площадь такой, какой видели ее современники Достоевского и его герои - со зданиями храма и гауптвахты, с символами божьего суда и человеческого.
|