Имя Валерия Чкалова, несомненно, известно всем людям, живущим в нашей стране, а также тем, кто интересовался историей самолетостроения или же просто мечтал об авиации и полетах. Чкалов — это имя является легендой. Он олицетворяет собой отвагу, дерзость и пример настоящего мужества.
Валерий Чкалов стал первым летчиком, который смог пересечь Северный полюс на своем самолете, совершив затем посадку в Америке. В те годы это событие стало сенсацией и невероятной победой нашей страны. Весь мир рукоплескал советскому летчику так же, как и спустя 20 лет Космонавту Юрию Гагарину.
Личность Чкалова не смогла остаться в стороне незамеченной советским кинематографом. И уже в 40-м году режиссер Михаил Калатозов, который в будущем получит «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале за кинофильм «Летят журавли», на киностудии «Ленфильм» приступил к съемкам нового фильма про «сталинского сокола», как называли Чкалова в газетах и на трибунах.
Съемочный процесс завершился после начала Великой Отечественной войны, когда вокруг вовсю гремели взрывы и грохотали пушки. Начало войны тяжело отразилось на советских людях. Страна несла просто невероятные по своим масштабам человеческие потери. Поэтому, чтобы нация смогла стоически переносить невзгоды военного времени и не падать духом, появилась острая необходимость в героических и оптимистических кинолентах, вселяющих уверенность в победе, воспевающих мужество и подвиги простых людей.
Память о советском летчике Валерии Чкалове еще была свежа, ведь прошло всего 5 лет с момента его перелета в Америку и около трех лет со дня его трагической гибели. Как и предполагалось, кинофильм о его жизни публика восприняла на ура.
Каким же увидели советские зрители легендарного летчика, который был любимцем всей нашей страны? Прежде всего, он не был плоским плакатным типажом, каких в те годы было немало. Перед глазами зрителей появился эмоциональный и энергичный человек. Талантливый театральный актер Владимир Белокуров наделил своего героя очень яркими чертами. Кроме того, внешнее сходство актера с его прототипом было очень велико. Весь облик главного героя, все его широкие размашистые движения и жесты, громкий голос и открытая бесхитростная улыбка указывали на то, что перед нами исконно русский человек, настоящий сын своей страны, который вырос на берегах матушки-реки Волги.
Портрет Чкалова, созданный Калатозовым и Белокуровым, выглядит очень правдоподобно: хулиган, бузотер, не выходящий с гауптвахты, злостный нарушитель дисциплины и выдумщик. Как говорил в киноленте командир Алешин: «…кто ради озорства коров самолетом пугал так, что коровы доиться перестали? Чкалов!», а также «…тебе дай волю, ты к нам в окна залетать начнешь». Именно таким Валерия Чкалова и помнили по жизни, ведь не зря в памяти людей Чкалов остался и как герой — полярный летчик, и как безрассудный мальчишка, который ради любви девушки пролетел на своем самолете под ленинградским Троицким мостом. Кстати, этот невероятный полет под мостом в 1940 году повторил выдающийся летчик Евгений Борисенко, которого долго искали для съемок кинофильма. На такой отчаянный шаг больше не пошел никто и никогда.
С теплотой и душевностью сняты эпизоды, которые приоткрывают личную жизнь Чкалова. Очень трогательно снята сцена в Летнем саду, когда главный герой фильма несет свою невесту Ольгу на руках через большую лужу, и при этом успевает дерзко, по-хулигански поцеловать ее, а она ему дает отпор. Также с улыбкой смотрятся эпизоды, когда Чкалов нежно держит на руках своего первенца, рассуждая о том, как должны резаться зубки.
Очень ярко воспринимается выступление Чкалова с его удальским свистом, утихомиривающим шумную публику в Ванкувере после приземления самолета: «На крыльях этого самолета сквозь стужу и холод, разделяющие нас, мы привезли горячий привет от великого советского народа великому американскому народу!» Это выступление Чкалова не было выдумкой режиссера. И то, что летели на самолете три летчика — Чкалов, Беляков и Байдуков – на обледенелом самолете и на высоте 6000 м, при этом экономя кислород и по очереди дыша в маску так, что носом шла кровь, и теряли сознание они по очереди - все это чистая правда, так как одним из сценаристов стал соратник и друг Чкалова — Георгий Байдуков.
Народный артист СССР Владимир Белокуров прославился именно благодаря роли Чкалова, ну и, конечно, ролью боцмана в любимой всеми кинокомедии «Полосатый рейс».
Роль Ольги, жены Чкалова, с блеском сыграла заслуженная артистка РСФСР Ксения Тарасова, которая всю свою жизнь посвятила Малому театру. Ольга в исполнении Тарасовой получилась очень красивой, интеллигентной, обаятельной и мудрой настолько, чтоб «не вмешиваться в летные дела» вспыльчивого супруга.
Удивительно, но в фильме «Валерий Чкалов» в маленькой, но яркой роли комментатора на авиапараде, промелькнул сам Марк Бернес. Гораздо позже снимут его триумфальные «Два бойца» и «Шаланды, полные кефали…», а в «Чкалове» ему достался всего лишь трехминутный эпизод.
Ценители советского ретро также заметят очень обаятельного артиста Бориса Андреева, который сыграл в фильме механика Чижика и почти не узнаваемого молодого Аркадия Райкина, которому досталась эпизодическая роль американского журналиста с белозубой улыбкой. Имя будущей легенды даже не указали в титрах, настолько мал был эпизод.
Отдельно хочется рассказать про артиста Михаила Геловани, сыгравшего в фильме вождя всех времен и народов Иосифа Сталина. Режиссер фильма включил в картину эпизод, в котором Чкалов встречается со Сталиным. Это произошло перед вылетом Чкалова на Северный полюс. Иосиф Виссарионович сказал Валерию напутственные слова, а Чкалов дал клятву выполнить задание.
После этого фильм вышел на большой экран. Но спустя 20 лет политика в стране резко изменилась, культ Сталина был развенчан, поэтому все старые киноленты, которые были сняты в довоенное и военное время, подверглись жестокой цензуре. В 1962 году киноленту «Валерий Чкалов» также «порезали», удалив из нее эпизод с участием Сталина-Геловани, а также отредактировав те моменты, в которых появлялись лозунги или портреты вождя, кроме того, фильм полностью переозвучили. «Сталинский сокол» стал «славным орлом», а некоторые диалоги были полностью переписаны. К сожалению, на экранах телевизоров и на компакт-дисках фильм появлялся только в версии 62-го года, соответственно, оценить выдающуюся игру Геловани, а также увидеть изначальную версию кинокартины не представляется возможным.
Валерий Чкалов — человек-легенда. Лихим и озорным сохранился его образ в памяти соотечественников. После просмотра этого фильма появляется ощущение, что Валерий Чкалов стал намного роднее и ближе, а вся суть героя фильма сводится к одной фразе, которая прозвучала в фильме: «Нельзя умирать побежденным!»
Чкалов ушел победителем в 34 года, на самом взлете. Но этот трагический момент в фильме не показан. Зрителей ждет открытый красивый финал с самолетом, улетающим вдаль. Шел 1941 год…
|