Конечно же, первая русская революция 1905-1907 гг. не началась с провокации попа Гапона, как мы указали в общем тексте о краткой истории всех революционных событий в России. Шествие рабочих, возглавляемое этим «деятелем», просто стало ярким символом того масштабного и небескровного преобразования, начавшего в нашей стране в те годы. А причин и условий тому, равно как и сил и средств для его реализации было очень много.
Если рассматривать события 1905-1907 гг. по материалам советской историографии, во многом базирующейся на ленинских теоретических посылах, то можно получить следующую и во многом парадоксальную «картину»:
1. Эта революция по определению признана «буржуазно-демократической», т.е. преследовавшей буржуазные цели (мы остановимся на них подробнее), но (!) при этом:
а) ее движущей силой стал народ
б) по средствам борьбы, в ней используемым, она – и вовсе пролетарская
Гегемонию в этом революционном процессе, буржуазном по своим задачам, проводил рабочий класс, подключивший к себе крестьянство как союзника. Сама буржуазия как класс, по всем источникам, на тот момент являлась слабой силой, к тому же проявлявшей трусость и неспособность к решительным действиям.
2. Также была создана и своя марксистская партия, ставшая после «руководящей и направляющей» силой.
3. Во время революционных событий 1905-1907 гг. произошло слияние двух социальных войн в стране:
а) общенародной - против самодержавия за демократические свободы и права
б) классовой пролетарской - за социальное переустройство, т.е. социалистической против буржуазии.
4. Итог революции – поражение. Или, по словам Троцкого, – «полупоражение». Но значение события, по консолидированному мнению советской исторической науки, – огромно, так как первая русская революция
а) стала прологом или репетицией «Октября», заложив основы новой политический надстройки в виде Советов
б) положила начало революционному «пробуждению» Востока, т.е. таких же революционных событий в Азии
Интересно заметить, что в задачах событий тех лет стояло освобождение от оков феодализма и «приобщение» страны к капитализму, хотя сам термин и понятие «капитализм» стал известен лишь с середины 19 века, а его распространение началось в 60-х гг.
А вот термин и понятие «социализм» старше его на 2-3 десятилетия, т.е. появился с 20-30 гг.
Любые революции при их анализе и определении их характера рассматриваются по нескольким основным позициям, а именно:
- По их движущим силам (куда относят политические, социальные сообщества, партии, движения, которые выражают народные настроения)
- По их направленности
- По образу новой реальности, которая должна возникнуть в их результате
- По миссии в истории – образ нового государства, нового хозяйства, новой культуры и т.д. Сюда включают также
международное влияние новой страны
- По порождению новой элиты, социальных сословий или групп и оформлению новых культурных реалий, данной революцией созданных и оформленных
В этом плане первая революция в России случилась не на пустом месте, в числе её основных причин определены объективные исторические позиции:
- Ограниченность характера и неудачи в проведении реформ – 60-80 е гг. 19 века
- Контрреформы – тот же период
- Модернизация Витте
На этих «дрожжах» взошли либеральное и народническое, а с ними и социал-демократическое протестные движения, в которых формировались и оппозиции контрэлиты, с которыми смыкалась и часть правящих элит.
Событийно основной ряд революции 1905-1907 гг. у нас представлен в главном тексте о русских революциях, поэтому мы не станем излагать его повторно.
Мы попробуем лишь вкратце очертить панораму революционных действий и последствий 1905-1907 гг. по указанным выше критериям.
Движущие силы первой русской революции
Начнем с необычного факта!
Русское студенчество, хоть и не названное в числе революционных сил 1905-07 гг., тем менее было действительным их авангардом и даже «буревестником». По сводкам известно, что уже с 1899 года в стране фиксировались регулярные и почти беспрерывные волнения этой категории граждан.
С 1901 года начинает оформляться политический характер и рабочего протеста в виде забастовок, с 1902 года – к ним присоединяется крестьянство.
По статистике Россия того периода – это аграрно-индустриальная экономика:
- Сельскохозяйственный сектор – 70% населения
- Промышленный - 9%
На городское население приходилось около 13.4% . Так, в Петербурге и Москве - это 1 млн. жителей. (Причем, деклассированная часть горожан среди них – это около 360 тыс.).
Сами рабочие были на тот момент самым «молодым» политическим и социальным классом, в существующем на то время законодательстве еще даже не было «прописано» их место в реальной структуре общества. Кроме того, по своим паспортам такие рабочие все еще проходили как мещане или крестьяне. Эти люди, как правило, также не были адаптированы к условиям города, сохраняли связь с привычным деревенским укладом и с традиционным менталитетом общины. Интересно, что из данных на 1917 год 31% рабочих Петербурга и 40% рабочих Москвы имели наделы земли в деревнях. Там же у них были и семьи (до 90% у петербургских рабочих, и до 97% - у московских)
Потомственных рабочих было не более 1%, остальные это – сезонники, батраки, надомники, наемники. То есть для этого социально-политического класса накануне первой русской революции была характерна незавершенность его общественного оформления.
Молодые же капиталисты действовали откровенно хищническим образом со своими работниками – низкая производительность была ими компенсирована увеличенным рабочим днем. Никакой охраны труда, социальных гарантий не было. Известно, что из сотни родившихся детей в рабочих семьях погибали тогда 58-64 младенца.
Заработок женщин был снижен вдвое по сравнению с мужчинами. Только в конце 19 века вышло ограничение на продолжительность рабочего дня – до 11.5 часов! (Причем фабриканты уходили от действия этого закона, и их ремесленники трудились по 14-15 часов).
Как аргумент приводится еще один показатель – в России на рубеже веков не было слоя «рабочей аристократии», а процент высокооплачиваемых работников был низок. Этот промежуточный слой между господствующим классом и пролетариатом занимала тогда мелкая городская буржуазия – торговцы, домохозяева, владельцы мастерских и т.д. Уровень их жизни сближал их с пролетариатом, тогда как по своим предпочтениям и мировоззрениям они тяготели именно к господствующему классу.
Самый крупный социальный класс накануне первой революции в России – это крестьянство, к тому же большая его часть была рождена еще при крепостничестве. Поэтому и картина мира этих людей была почти средневековой, где социальное неравенство закреплялось и отображалось в сословной структуре.
После реформы 1861 года эти люди стали формально свободными, но в то же время обремененными соответствующими выкупными платежами за землю. Так, известно, что от крестьян поступило 1.5. млрд. рублей за их наделы (а это около 137 млн. десятин), что в свою очередь превышало даже рыночную стоимость земли на тот момент.
На западе и юге империи присутствовало даже аграрное перенаселение, когда обнажалась очевидная нехватка земли. Было множество безземельных крестьян, а 16,5 млн. человек располагали наделами менее чем 1 гектар (т.е. десятина).
В довершение всего - огромная часть земель находилась в то время в общинном пользовании с его насильственной уравниловкой, переделами наделов, наказаниями или отъемом участков. Впрочем, и общинный характер не предотвратил возникшей после реформы социальной дифференциации. Появляются зажиточные хозяева в тех общинах, (преимущественно, где не проводилось передела полей).
(Для примера, крестьяне прибалтийских регионов стали свободными лет на 50 раньше российских, но не имели земельной собственности и находились в батрачестве или арендовали наделы).
Общинный характер организации жизни, присутствовавший у большинства населения страны, накладывал свои отпечатки на все общественные сферы. Стереотипы уравнительного и традиционного сознания создавали «непробиваемый» щит для всех привнесенных или привносимых в общественный дискурс идей о новых ценностях. Интересно, что немецкий историк М.Вебер, изучая революционные события (и что еще интереснее, выучивший для этого русский язык!), писал, что на начало революции 1905 года в стране отсутствовали какие бы то ни было благоприятные условия для взращивания таких новых ценностей («индивидуального право», «право собственности» и т.д.). Более того, историк был склонен считать, что именно идеи «аграрного коммунизма», характерные для господствующей общинной культуры большинства населения, могли бы стать основным содержанием всей революции.
Статистика подтверждает также, что крестьянские выступления в те года затрагивали практически все районы страны. Известно, например, что такая «чрезмерная активность» и настоящий вал крестьянских волнений ввели в ступор даже многих революционеров, в одночасье спутав ряд их «стратегических инициатив». Надо заметить, что эти волнения носили в большинстве случаев характер обычного бунтарства и выражались в массовых погромах, поджогах и беспорядках.
Еще один социальный пласт, относящийся к классу крестьянства, – это казаки. Всего на рубеже веков Россия располагала 11 казачьими войсками. Служба шла 20 лет и была обеспечена большим земельным фондом. Так, казацкий «пай» составлял 30 десятин, что делало его обладателя «избранным», или привилегированным крестьянином. Власти был выгоден такой расклад, уклад жизни казаков старались законсервировать, чтобы всегда иметь боевой отряд для полицейских или карательных нужд.
В правящей элите накануне первой революции были два класса – это дворяне и буржуа.
Буржуа до реформы – это купцы. Накопление капиталов осуществлялось в ростовщичестве и торговле. Когда произошёл переход к машинному производству, лидировать стал промышленный капитал. По социальной базе первые буржуа – это, кроме купцов, мещане и даже зажиточное крестьянство. На рубеж веков численность класса буржуа выходила на уровень 1.5 млн. чел., но присутствовала очевидная неоднородность это нового класса. К тому же его политическое значение сильно отставало от его экономических возможностей. По имеющейся традиции общественного миропонимания купцы всегда воспринимались как «неэлита», поэтому новые буржуа вынуждены были лишь приспосабливаться к данному положению дел, стремясь при случае каким угодно способом получить дворянство. Перед революционным событиями буржуа уже пытаются озвучить свои политические притязания, но полностью ощутить себе «хозяевами» они смогут только после падения Романовых в феврале 1917??? Элитой оставалось лишь дворянство. По переписным данным (1897) дворян в стране было:
- 1 221939 –потомственных
- 631 245 – личных
- 830 титулованных родов
С отменой крепостничества они лишаются даровых крестьян и сталкиваются с определенными проблемами ведения хозяйства. Не спасают и вырученные от продажи наделов деньги (даже по завышенной стоимости). Не все могут устроить в своих хозяйствах какое-нибудь производство. Государство пытается поддержать дворянство ссудами через Земельный банк. Но это не избавление от трудностей. Площади дворянских землевладений сокращаются по стране на 1\5. Меняется и облик новых хозяев жизни (вспомним «Вишневый сад» Чехова). Вместе с утратой экономического могущества дворянство начинает терять и политический вес. Это идет медленнее, но идет. Меж тем, по статистике чиновничий аппарат на то время в стране был самой большой бюрократической прослойкой общества; так, на рубеже веков он насчитывал более 436 тыс. чел
Само государство как абсолютная монархия – это форма надстройки, которая может иметь некоторую самостоятельность по отношению к базису. Оно всегда было ключевым историческим игроком – вмешивалось в экономику, культуру, проводило монополистские действия. Для абсолютизма власть всегда персонифицирована личностью монарха.
Здесь мы лишь зафиксируем некоторые черты. Царь был убежден в божественном происхождении императорской власти и её безальтернативности для народа. Он говорил: «Монархия… Вам она не нужна. Мне она не нужна. Но пока она нужна народу, мы обязаны ее поддерживать».
К слову, когда все-таки после революционных восстаний, погромов и бесчинств Николай подпишет Манифест о начале буржуазного конституционализма, в его дневнике появятся слова: «Господи, помоги нам, усмири Россию»…
Вот так в очень общих чертах выглядело российское общество накануне первой русской революции. Следует добавить еще немного цифр. Так, грамотными среди населения считались:
- Среди духовенства (это в среднем 2% от всего населения) – все
- Мещане, купцы (11%) – грамотны наполовину
- Сельские жители (52%) – грамотны на треть
То есть общее состояние дел с образованностью в России – 3-4%.
Новая «старая» элита страны и ее роль в революции 1905-07 гг.
Среди трудностей ее формирования выделялись:
- Социокультурный раскол российского общества
- Массовые стереотипы традиционного самосознания
- Слабость буржуазии
Новая либеральная элита ввиду этих причин также была откровенно слаба. Известно, например, что ценности либерализма разделяли тогда лишь 1.5 тыс. человек по всей стране. Русский либерализм имел характер дворянско-земский, а потом интеллигентский. Интеллигенция накануне всех революционных событий и во время их становится «заместителем» той самой слабой и нерешительной буржуазии. Интересно также, что ориентация ее действий больше касается теорий и идей, нежели их практического воплощения. Наблюдается такая же дифференцированность в среде интеллигентов и, что удивительно, амбивалентное отношение к самому государству:
- С одной стороны – это отношение как душителю свобод
- С другой – как обязательному исполнителю всех реформ
Мы показали, что такие либеральные деятели по сути действовали в чуждой для своих идей политической и социальной среде и сами были расколоты. Ввиду этого русский либерализм как влиятельная сила, в отличие от европейского, накануне 1905-07 гг. так и не состоялась и не оказала своего решающего влияния на те события.
Меж тем, влияние самой интеллигенции на революционные действия было огромным. Не зря считается, что все, что требовалось для революции в плане «идейного багажа, духовного оборудования, передовых бойцов, пропагандистов», она получила именно от русской интеллигенции.
Фактически с 60-х гг. 19 века интеллигенция «зазывала» революцию в страну. И вот в 1905 году такая буржуазно-демократическая революция случилась - царем был подписан соответствующий манифест после ужасных кровопролитных столкновений, беспорядков, погромов по всей России.
Однако интеллигенция обескуражена – на выходе не получилось ни социального мира, ни гражданской свободы, ни освобождения личности.
Как выяснилось – «созидательные силы» русской интеллигенции «оказались далеко слабее разрушительных…»
Феномен интеллигенция России - многосложен и требует отдельного рассмотрения. Здесь же отметим лишь некоторые его черты.
Непомерное возвеличивание человека, желание устроить общество и жизнь посредством одного лишь разума привело к утопическим увлечениям идеями социализма. Такая исключительно рациональная конструкция общественной организации неизбежно сваливалась в тоталитаризм в будущем. Насилие как метод устранения врагов ради светлого будущего на практике выливался в ненависть к настоящему с его живыми людьми…
Разница здесь между либералами и непосредственно интеллигенцией сводилась лишь к допустимому количеству таких жертв. Так, интеллигенты вырастили и отчасти возглавили крайние течения, вылившиеся затем в терроризм, уголовщину и т.д.
Как только телеграфом были доставлены сообщения «о даровании свобод печати, совести, собраний и т.д.» по стране понеслась стихия митингов, демократических манифестаций. Ответом стали шествия «патриотов», которые заканчивались погромами. В национальных областях прошли разгромы еврейских поселений и других национальных меньшинств. Впрочем, тут сливались вместе и даже преобладали не столько национальные мотивы, сколько политические. В ответ на террор были акции монархистов. В числе пострадавших оказывались студенты, демократическая интеллигенция, большевики.
Интересно, что, например, в Киеве сам градоначальник занимал пострекательную позицию, отвечая горожанам на погромы: «Вы хотели свобод, получите. Грабежи магазинов – это не погромы, это патриотическая акция»….
На улицах был установлен террор, в том числе и с «согласия» местного властного аппарата.
Опору крайне правым составляли многочисленные черносотенцы.
«Черная сотня» - это было историческое название. Так в России обозначали тяглое население посадов, т.е. простой городской люд. Монархисты взяли его по прямой ассоциации. Черная сотня Новгорода сплотилась вокруг Минина и спасла Москву – чем не образ героики? В программе этих движений был особо обозначен курс на историческую миссию России, ее отдельный путь…
В лозунгах было известное – Православие, самодержавие, народность, где последнее подразумевалось исключительно как национализм. Целями являлось, в том числе и разобщение рабочих. Так, Путиловский завод в Питере, ставший авангардов революции 1905-07 гг. одновременно был и флагманом черностотенного движения.
Как показывает история, идеи Черной сотни не смогли глубоко внедриться в пролетарские круги. Зато они мгновенно набирали сторонников в деклассированных сообществах, среди люмпенов и уголовников. Впоследствии такие боевые черносотенные бригады откровенно использовались в террористических акциях.
После вооруженного восстания в Москве в декабре 1905 года и его кровавой развязки власть переход к реакции, начиная карательные действия. Происходит отказ от курса, вырванного революционерами в период пика событий: в феврале 1906 года выходит новых Манифест, который превращает Государственный совет в законодательный орган, делая последний необходимым противовесом новой Думе. Так, усмиряя Думу, Госсовет (а в него половина членов назначалась царем, половина шла от выборов) превратился в «кладбищенского сторожа» всех либеральных устремлений.
Однако царизм не рискнул полностью восстановить прежний абсолютизм.
Летом 1907 года продолжающиеся политические «игры» с Думой закончились ее роспуском, что нарушало положения основного революционного достижения – Манифеста от 17 октября. Эти события считаются в нашей истории государственным переворотом. Ленин ликует от таких действий – теперь его противники, насаждавшие гегемонию либерализма, принижавшую его революционные устремления, - уничтожены.
Уставшая от революционного хаоса Россия берет вправо. Во главе нового правительства становится Столыпин. Первая русская революция окончена.
Деятельность Столыпина, реализуемая им под девизом Чичерина – «сильная власть и либеральные реформы», должна была свернуть любое революционное возобновление посредством укрепления государства и становления крестьянина-собственника. На Столыпина было совершено множество покушений, в результате последнего он будет тяжело ранен и погибнет. На борьбу с реформатором тогда поднимутся многие, включая элиту.
В целом же его действия в истории останутся эпизодом последнего шанса спасения страны в порыве её модернизации. После его смерти, разумеется, все реформаторское движение было остановлено, а следом за этим шагом на горизонте страны замаячат контуры новых более страшных революций.
Точка зрения автора статьи выражает его личное мнение и может не совпадать с позицией редакции.
|