О детских и юных годах будущего великого архитектора Антонио Ринальди известно немного. Даже дата его рождения называется приблизительно – около 1709 года. О его семье тоже мы мало что знаем, предполагается, что она принадлежала к почтенному дворянскому роду и проживала на юге Италии.
Дело в том, что его учитель, работавший в Неаполе Л. Ванвителли, брал учеников преимущественно из ближайших окрестностей. Как бы там ни было, но учеба Антонио проходила в Неаполе, причем метод обучения у его мастера был прост - практика. Поэтому юный Ринальди принимал непосредственно участие во многих постройках своего учителя.
Со временем (1740-1745 гг.), ему уже поручается руководить строительством тех сооружений, которые проектирует Ванвителли: собор для монастыря Св. Магдалены в Пезаро, дворец неаполитанских королей в Казерте, строит он и монастырь Св. Августина в Риме. Затем каким-то образом судьба забрасывает Антонио Ринальди в Англию.
Наконец, в 1752 году архитектор приезжает в Батурин, тем самым оказавшись одним из первых итальянских зодчих, которые обрели свою вторую, творческую, родину в Российской империи во второй половине 18 века, - так называемая новая волна. В Батурине задача перед архитектором стояла непростая: возвести резиденцию для правителя Украины и создать здесь ее новую столицу. Одновременно с этим Ринальди поручают проектировать дворец Разумовского в Глухове.
В 1754 году Ринальди удостоен чести стать архитектором «малого двора», - строит для будущего императора Петра III дворец в Ораниенбауме, Оперный дом, ансамбль Собственной дачи со знаменитым Китайским дворцом и развлекательным комплексом «Катальная горка».
В 1768 году зодчий начал работу над возведением грандиозного Мраморного дворца в Санкт- Петербурге, которую завершил лишь в 1785 году. По его замыслу, Мраморный дворец должен был привлекать внимание не только благородством форм и пропорций, величием размеров, но и красотой декора - каменных облицовок. Они должны были быть выполнены из полюбившихся итальянскому зодчему русских мраморов, их добывали в карьерах у Ладожского и Онежского озер.
Одновременно с Мраморным, Ринальди строит Гатчинский дворец – с 1766 по 1781 год. Искусствоведы едины в своем мнении: здесь архитектор показал не только мастерство, но и поэтическое чутье, понимание природы и красоты на первый взгляд неброского северного камня. В 70-е годы 18 века Ринальди много работает и в Царском Селе, - проекты Китайского павильона и Китайского театра.
Но вершиной творчества Антонио Ринальди признаются его мемориальные сооружения: Чесменская и Морейская ростральные колонны в Царском селе, там же Кагульский обелиск и Крымская колонна. В 1772 году по его проекту завершается возведение здания на Тучковом буяне - это были… пеньковые склады, пример того, как блестяще удавалась Ринальди решать задачу строительства зданий утилитарного назначения.
В 1766 году получает одобрение его проект достройки Князь-Владимирского собора - одного из первых пятиглавых в Питере. Тогда же, неподалеку от Исаакиевской площади, Ринальди строит церковь Вознесения.
Архитектор был полон сил и творческой энергии, планов и проектов, он мог бы еще многое создать во славу Северной столицы государства Российского, но…
По проекту Антонио Ринальди строился Большой театр, во время его осмотра происходит трагическая и нелепая случайность – зодчий падает с лесов. Он уходит на пенсию, - тысяча рублей в год пожизненно, продает дом и уезжает в Рим. Десять последних лет жизни Ринальди посвятил систематизации своих работ и рисунков, умер великий зодчий 10 февраля 1794 года.
|