Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград не зря называли и продолжают именовать «культурной столицей». Сюда всегда влекло людей талантливых и неординарных, в город на Неве ехали постигать науки и ремесла, учиться музыке и живописи. В питерских театрах блистали лучшие актрисы и актеры, балерины и оперные дивы, а поэтов и писателей Петербург притягивал как магнит, становясь источником вдохновения, и зачастую никогда уже не отпускал.
Воспетый в стихах Блока и Пушкина, в произведениях Гоголя и Андрея Белого, он не утратил своей таинственной силы и в годы советской власти. Кстати, именно поэты-символисты, чье творчество расцвело под хмурым питерским небом в начале прошлого века, оказали огромное внимание на стиль и содержание текстов песен большинства питерских рок-музыкантов.
Многие справедливо полагают, что рок – это массовое явление и его никак нельзя сравнивать с творчеством поэтов серебряного века, чьими стихами увлекалась российская интеллигенция, утонченные барышни и дворяне с блестящим образованием. Все это, несомненно, справедливо, однако вряд ли кто-то сможет отрицать существование преемственности между песнями того же Б.Г. (Бориса Гребенщикова, группа «Аквариум») и стихами Блока, Гумилева и Ахматовой, особенно в связи с Петербургом, который занимал одно из самых значимых мест в их жизни и творчестве.
Российский рок как музыкальное течение зародился в противовес официальной советской эстраде и изначально существовал в подполье, в андеграунде, так же как большинство художников и других представителей творческих профессий.
К числу самых знаменитых питерских (а ранее ленинградских) рок-коллективов можно отнести вышеупомянутый «Аукцион», а также культовые группы «Алиса», «Кино» и «ДДТ». Гребенщиков, как один из патриархов ленинградской рок-музыки подготовил почву для возникших чуть позже групп. Певец и сам неоднократно заявлял, что ему близок символизм поэзии серебряного века, что нашло отражение в текстах песен «Аукциона»: они полны глубокого философского смысла, недосказанности, а Петербург предстает вечным городом, наподобие Рима или Вавилона. И городу этому суждено быть пусту, согласно мифическому проклятью, что же станется с жителями, одному Богу известно. День, ночь, солнце, луна, вода и огонь у Гребенщикова - не просто слова, а символы, в которых заложен глубокий смысл. Этот прием переняли у «Аквариума» Виктор Цой и бессменный лидер «Алисы» Константин Кинчев. У Шевчука («ДДТ») в текстах символы встречаются чуть реже, зато сильнее сквозит простая, обывательская философия, а патриотические нотки, в том числе и применительно к родному городу, иногда просто зашкаливают.
Если Гребенщиков ищет во всем сакральный смысл, в образе Петербурга (хотя встречаются и весьма реалистичные зарисовки – например, песня «Ленинградское время»), в Киевской Руси и буддизме, то песни «Алисы» и «Кино» тех времен просты и понятны. В них звучит неприкрытый призыв к действию, отрицание существующего миропорядка и явные бунтарские мотивы: «Перемен, мы ждем перемен!». Однако годы берут свое, и сегодняшний Кинчев не менее склонен пофилософствовать и поразмышлять, чем Б.Г.
Петербург Юрия Шевчука – это совершенно особенное существо, живое и одновременно нереальное, «черный пес» практически как у Гете. Он подчеркивает его обособленность ото всей остальной России, обращаясь к городу не просто на «вы», а на европейский манер; мсье, пан, сэр, герр. И все же Питер это «отпрыск России, на мать не похожий, бледный, худой, евроглазый прохожий» - свой, родной и до боли любимый.
Весьма интересно проследить аналогию текстов питерских песен «ДДТ» с классиком, воспевшим град Петров во всех его ипостасях, - Александром Сергеевичем Пушкиным. Любовь к городу на Неве, неоднозначная и противоречивая, свойственна всем питерцам, но лишь поэты могут рассказать о ней красиво. Ни в коем случае не претендуя на сравнение поэтических талантов, различных по масштабу и всем прочим параметрам, попробуем выявить изменения, которые произошли с Петербургом за эти 200 с лишним лет, что отделяют самого знаменитого воспитанника Царскосельского Лицея и лидера группы «ДДТ». И что же, «воинственная живость потешных Марсовых полей» сменилась «Марсовым пастбищем», страшное наводнение и разгул стихий «Стояли стогны озерами, и в них широкими реками вливались улицы…» уже не так пугают, как сам город, который « штормит, ухмыляется криво, штурмом взяв финскую финку залива, режется насмерть чухонской водой». А где же знаменитые городские пейзажи: «…По оживленным берегам громады стройные теснятся дворцов и башен..»? Да никуда они не пропали – «А в каналах вода отражает мосты и обрывы дворцов, и колонны-леса, и стога куполов, и курятник-киоск, раздающий за так связки вяленых роз…», ведь без них все перестанет существовать! А что до любви к этому необыкновенному городу, то без этого и поэма не начнется, и песня не прозвучит. Как вам это: «Люблю тебя, Петра творенье…» и «…Пан Ленинград, я влюбился без памяти в Ваши стальные глаза…»? Разве можно спорить с тем, что Петербург – удивительное место?
Однако не только Петербург занял достойное место в песнях питерских рок-музыкантов, они тоже внесли немалую толику в местную топонимику и формирование новых легенд, связанных с культовыми местами и личностями. Всем петербуржцам известна легендарная «Камчатка», где когда-то находилась котельная, в которой трудились Виктор Цой и Святослав Задерий, основавший «Алису», и кинотеатр «Титан» (сейчас на этом месте расположен ресторан «Палкинъ»), где работал киномехаником Олег Гаркуша из «Аукцыона». В знаменитой таинственной «Ротонде», укрытой в одном из домов на Фонтанке, в годы застоя собирались и играли музыканты «Кино», «Алисы», «ДДТ», «Аквариума» и другие рокеры, ну а клуб «Сайгон» стал олицетворением культурной жизни ленинградского андеграунда много лет назад и остается им по сей день, хотя давно уже не существует в реальности.
|