О Петербурге, его дворцах и памятниках, улицах и дворах, реках и каналах ходит немало легенд. Приметы и поверья, истории об известных горожанах и приезжих знаменитостях, судьба которых коренным образом изменилась в этом городе, - без всего этого город на Неве потерял бы в наших глазах немалую долю своего очарования, стал бы бездушным и пустым. Любое место, где долгое время живут люди, имеет свою историю, как официальную, так и неформальную, этакий «закулисный» вариант. И Петербург всего-то за триста с лишним лет своего существования накопил весьма богатую мифологию, как, впрочем, и пристало столичному городу.
Особое место в петербургских легендах занимает так называемый «Пиковый перекресток», сыгравший роковую роль в судьбе многих известных творческих личностей, чья жизнь так или иначе была связана с пересечением улиц Гороховой и Малой Морской. Таким образом, у таинственного перекрестка есть вполне реальный адрес, а «пиковым» его назвал в одноименной книге писатель и исследователь Петербурга Юрий Раков. Хотя, возможно, происхождение этого названия – народное, ибо горожане любят давать весьма любопытные прозвища знаковым местам.
Почему «пиковый»? Говорят, во всем виноват Александр Сергеевич Пушкин, ведь это он написал знаменитую «Пиковую даму», прототипом для главного и весьма зловещего персонажа которой стала княгиня Наталья Петровна Голицына, проживавшая в доме №10 по Малой Морской. Да и сам великий русский поэт одно время снимал квартиру по соседству – в доме №26/14 у купца Жадимеровского. Наискосок от дома «усатой княгини» - дом №15/7, где в 1830-е годы находился весьма популярный среди молодых и состоятельных дворян французский ресторан Дюме. Бывал здесь и Пушкин, и именно в этом ресторане в 1834 году познакомился Александр Сергеевич с очаровательным молодым французом, звали которого Жорж Дантес.
Следующей именитой фигурой, «отметившейся» на зловещем перекрестке, был Николай Васильевич Гоголь, проживавший в доме №17, сразу за вышеупомянутым рестораном, с 1833 по 1836 год. Для него это время было вполне благоприятным, здесь Гоголь написал повести «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». Возможно, призрак пиковой дамы просто пощадил автора «Вия»?
А вот для Александра Герцена близкое соседство с «пиковым перекрестком» закончилось очень быстро и не по собственной воле: вместе с женой и ребенком он прожил целый год в доме №25/11 на углу Гороховой и Большой Морской, а в 1840 году был арестован и отправлен в ссылку.
В 1842 году в доме №5 по Гороховой улице поселился Михаил Глинка. В ноябре того же года в Петербурге состоялась долгожданная премьера его оперы «Руслан и Людмила». Однако надежды композитора на успех не оправдались: и публика не слишком рукоплескала новому творению, и Николай I выразил свое неодобрение, покинув ложу до завершения оперы.
Через десять лет после Глинки в доме №13/8 по Гороховой улице, прямо напротив окон таинственной княгини, обосновался Иван Сергеевич Тургенев. Ему это, как говорится, «с рук не сошло»: 16 апреля 1852 года знаменитый русский писатель был арестован и препровожден на «съезжую», где и провел в заключении целый месяц. Поводом послужил опубликованный в московской газете некролог на смерть Гоголя, но, быть может, были на то и другие, неизвестные историкам и прочим ученым людям причины?
Совсем уж трагически закончилось проживание по соседству с домом «пиковой дамы» для Петра Ильича Чайковского, к слову, являвшегося автором одноименной оперы. Поселился великий композитор в том же доме, что и Тургенев, 10 октября 1893 года, и из его комнаты были отлично видны темные окна спальни княгини. Через двенадцать дней Петр Ильич скончался от холеры.
Дальнейшая история «пикового перекрестка» не столь пестрит трагическими совпадениями. Кто знает, может с завершением девятнадцатого века окончилось и таинственное пребывание призрака княгини в нашем мире? Однако притягательность данного места для талантливых и интересных людей со временем не уменьшилась, а, напротив, приобрела невиданный доселе размах.
Последующая судьба перекрестка связана все с тем же домом №13/8, в котором в 1903 году Иван Соколов открыл новый ресторан, а точнее приобрел с торгов уже существующее заведение «Вена» и переименовал его в «Венский трактир». Славился вновь открытый ресторан не столько изысканными кушаньями и картой вин, сколько возможностью встретить здесь знаменитостей из творческой элиты Петербурга. Сама идея литературных вечеров, «журфиксов», принадлежала хозяину заведения, приглашавшего к себе музыкантов, литераторов и художников. Приходили в «Венский трактир» также купцы и чиновники, приказчики и адвокаты, но истинную славу он заслужил именно как «литературный ресторан». Кого только не повидали эти стены на своем веку; бывали здесь Александр Блок и Зинаида Гиппиус, Андрей Белый и Аркадий Аверченко, Александр Куприн и Саша Черный. Из «Вены» домой Блоку на Малую Монетную была ночью отправлена знаменитая телеграмма, в которой его провозглашали королем поэтов, а голосовали за певца Прекрасной Дамы Мандельштам и Пяст, Гиппиус и Елизавета Кузьмина-Караваева.
Куприн, известный своей любовью к разгульной жизни, считался завсегдатаем «Вены», из уст в уста передавалась эпиграмма неизвестного автора:
«…Ах, в «Вене» множество закусок и вина
Вторая родина она для
Куприна…»
Здесь автор « Гранатового браслета» встречался с художниками и писателями, часто его видели в компании клоуна Жакомино (итальянца Джакомо Чирени из цирка Чинизелли), силача Ивана Поддубного и летчика Сергея Уточкина. Куприн стал своеобразной визитной карточкой заведения, его талисманом, а достоинствам хозяина «Вены» он посвятил целое стихотворение:
«Известный гастроном, наш друг Иван Сергеев,
Губитель птичьих душ, убийца многих мяс,
Всех православных друг, но друг и иудеев,
В заботах кухонных ты с головой увяз.
Случалось над залой вскользь пореяв,
Он иногда кормил так изобильно нас,
Как женский монастырь не кормит архиреев,
И даже критиков кормил ты про запас!
Сконгломерировав актеров и поэтов,
Художников, певцов и прочих темных лиц
Поистине собрал музей ты раритетов.
От имени мужчин, от дам и от девиц
Богема шлет тебе шестьсот и шесть приветов…
Нет… «Вена» все-таки столица из столиц!»
Другим, не менее частым и не менее известным гостем «Венского трактира» был редактор «Сатирикона» Аркадий Аверченко, а также весь коллектив его молодых и остроумных коллег. «…Сатирическая компания сразу занимает три-четыре столика, и немедленно же начинается несмолкаемый «дебош». Остроты, эпиграммы, каламбуры сыпятся как из громадного мешка. Одно пустяшное замечание, движение рукой, поза – все дает тему для остроумия, – легкого, свободного, не натянутого…», - вспоминал Петр Пильский, автор сборника «Десятилетие ресторана «Вена».
Захаживали в «Вену» и Федор Шаляпин с Леонидом Соболевым, Анатолий Дуров и Всеволод Мейерхольд, бывал здесь даже вождь пролетариата, Владимир Ульянов.
«Вена» славилась на весь Петербург своими изысканными блюдами и напитками, а на литературные вечера приезжали даже из Москвы. Славные то были времена, когда в одном месте можно было встретить Игоря Северянина и Алексея Толстого, Осипа Мандельштама и Владимира Маяковского, Тэффи и Максима Горького, Леонида Андреева и Федора Сологуба. Кто знает, не пародией ли на «венскую» атмосферу был описанный у Булгакова в «Мастере и Маргарите» ресторан советских «литераторов»?
Так или иначе, точку в сем литературном пиршестве поставила октябрьская революция. Хозяин «Вены», согласно официальной версии, скончался от сердечного приступа, да и вся прежняя жизнь канула безвозвратно, и виной тому вовсе не призрачная княгиня.
Сегодня в доме №13/8 находится мини-отель «Старая Вена». Стараниями его хозяина, большого любителя литературы, Иосифа Хармача, возобновлена традиция знаменитых «венских» литературных вечеров, здесь проходят встречи поэтов и музыкантов, книжные презентации, выступают художники и архитекторы, циркачи и поэты. А напротив по-прежнему зловеще и таинственно темнеют окна пушкинской «пиковой дамы»…
|