Фильм «Мелодия белой ночи» - это красивая и печальная история любви. Грустная она потому, что герои изначально обречены: она живет в далекой Японии, а он в стране с «железным занавесом» - Советском Союзе, у каждого из них – своя жизнь. Однако, их грусть условна и светла, поэтому история получилась экзотичной, элегантной и изысканной. Даже страдания главных героев условны и утонченны: японка – традиционно сдержанна, а Илья выплескивает свои эмоции через музыку, в настоящей жизни оставаясь тихим и меланхоличным.
Фильмы бывают разные: с музыкой или музыкальные. Их нельзя путать – это совсем разные фильмы. Музыка останавливает любые действия героев, которые мгновенно прекращают свое повседневное существование ради того, чтобы помузицировать, или послушать концертный номер. Кинолента, о которой идет речь, также была создана по законам музыки. В ней не просто рассказывается о высоких человеческих чувствах, а и сама она несет в себе это чувство, обращаясь при этом не столько к разуму зрителя, сколько к его сердцу. Именно поэтому пересказать кинофильм очень сложно — попробуйте пересказать «Белые ночи» или «Шестую патетическую симфонию» Чайковского!
При пересказе изысканная история любви становится совсем банальной. Расскажем о ней вкратце, чтобы будущие зрители смогли представить себе ее материал и фактуру. Ведь фактура в ней очень экзотична. «Мелодия белой ночи» создавалась совместно японскими и советскими кинематографистами, ее показ прошел в обеих странах, поэтому зрители каждой страны нашли для себя в кадрах кинофильма что-то интересное и незнакомое. Для японских кинозрителей – этим незнакомым стал удивительный Ленинград, который был поэтично снят талантливым оператором Георгием Рербергом. Советским же зрителям представилась редкая возможность узнать поближе японский город Киото, узнать его изнутри, побродив в молчании по его улочкам, постояв возле его изысканных ажурных пагод.
История любви развернулась на поэтическом фоне, располагающем к самоуглублению и размышлениям. Привлекательная и талантливая японская пианистка Юко встретилась с композитором из СССР Ильей. Они полюбили друг друга. Их история любви не содержит резких поворотов судьбы или сюжетных сюрпризов — этот фильм, как и их музыка, без слов рассказал о любви и о разлуке. В фильме есть своя тема Судьбы, которая совсем не мистическая, и не роковая, а просто рассказывающая о том, что человеческие судьбы далеко не всегда переплетаются так, как хотелось бы. В фильме будет смерть, а также горькое чувстве вины. Однако, будет и надежда. И, наверняка, будет счастье — там, в открытом финале, за рамками фильма.
Для просмотра этого фильма нужно внутренне собраться и настроиться на спокойную волну, так, как будто мы готовимся слушать классическую музыку. Затем, с появлением первых звуков увертюры, когда на экране невыносимо долго будет показана непривычно ровная автострада, ведущая к далекому городу — нужно будет просто отдать себя течению фильма, и отбросить от себя все рационалистичное и рассудочное, впитывая в себя всю красоту кадра, углубленность звучащей музыки и пластику фильма.
Фильм поражает и своим цветом, воссоздающим в душе кинозрителей ощущение гармонии, когда у главных героев все хорошо, или дисгармонии, когда им трудно и горько.
В фильме чередуются события настоящего времени, когда композитор и дирижер Илья едет записывать концерт в Японию, и прошлого, их первой встречи с Юко в Ленинграде во время белых ночей.
Японская пианистка Юко любит играть произведения русских композиторов, и чтобы лучше их понять самостоятельно выучила русский язык. С целью знакомства с «загадочной русской душой» она приезжает в Ленинград. В консерватории она знакомится с Ильёй. Он показывает ей Ленинград, с его неповторимыми улицами и площадями, ещё не обезображенными рекламой, ларьками и точечными постройками среди старинной архитектуры. Они идут в Эрмитаж, однако «Эрмитаж и балет - это не вся Россия», как замечает Илья, и чтобы показать иностранке настоящую жизнь простых русских людей, он везет Юко в маленький домик на берегу Финского залива, в котором живет интеллигентная «бабка». Однако это прозвище ей не очень подходит, поэтому Юко называет ее «бабушка Соня-сан». В этом же доме Юко знакомится с художником-весельчаком Федей, которого сыграл Александр Збруев, и сыном Ильи - Алёшей.
«Бабка» рассказывает Юко, что Федя и Илья на самом деле не братья, да и она сама – просто учительница музыки, которая усыновила их после войны. Была еще дочь Лена, которая впоследствии вышла замуж за Илью, но умерла сразу после рождения Алёши.
Перед зрителем возникает красивая сказка: уютный домик за городом, прелестная японка, одинокий композитор, его брат – художник, бабушка, красиво исполняющая русские романсы, и все это на фоне вечерних чаепитий и удивительного «Тихий ангел пролетел» - из уст маленького Алеши. Никакого быта и никакого совдепа – все очень печально и возвышенно.
Решение о начале съемок картины приняли в начале 70-х годов. Следует понимать, что тогда была довольно сложная политическая ситуация. Япония уже была охвачена антисоветской волной. И у режиссера возникла идея, смысл которой сводился к следующему: «Не стоит углубляться в политику, лучше заняться налаживанием культурных и общественных связей, а также простого человеческого общения».
Все исходило из простой логики — люди на Земле одинаковы, солнце светит всем, небо для всех одно, и между нами не может быть никаких страшных и неразрешимых противоречий. Сегодня это звучит наивно, однако в те годы эта идея дала толчок нескольким мощным инициативам.
Перед тем, как начать писать сценарий Сергей Соловьев поехал в Японию. Он объездил ее вдоль и поперек, прежде чем нашел красивейшее место для съемок. Только после этого он приступил к сценарию, который писал уже под конкретные города — Ленинград и Киото.
В отличие от открыточно-торжественного Ленинграда Киото был каким-то очень маленьким, уютным и сказочным: узкие тихие улочки, женщины в кимоно и маленьких деревянных сабо, цветущая сакура…
В Ленинграде Федор рисует портрет Юко, а в это же время она рассказывает бабушке Соне-сан о своей судьбе: родители рано умерли, муж намного старше её, но очень заботливый и добрый. Однако, что такое любовь, Юко узнала, лишь повстречав Илью.
Она уезжает. И спустя год они с Ильей снова встречаются. Юко рассказывает Илье о смерти мужа. На миг, кажется, что вот этот шанс для влюбленных! Но нет, Юко сообщает Илье, что не может предать память мужа, так как он, зная, что умирает, специально отправил жену в Ленинград.
Этот фильм с точностью передает настроения и чувства главных героев. В неспешном движении истории ощущается что-то общее, роднящее искусство двух разных стран.
Режиссеру Сергею Соловьеву удалось подобрать ключи к тайникам человеческой души. Он удивил своей способностью с точностью передавать тонкие нюансы, переливы настроения и психологического состояния главных героев. Этот фильм очень светлый и лиричный, он как будто возвращает зрителя в тот переломный момент детства, когда оно незаметно переходит в юность. Эта картина с первых же минут покоряет своей особой внутренней музыкальностью.
Кроме Соловьева в создании фильма «Мелодия белой ночи» принял участие японский драматург Тасиуки Касикура, а также японский режиссер Киёси Нисимура. Главные роли исполнили Юрий Соломин, который за два года до этого снялся в кинофильме Акиры Куросавы «Дерсу Узала», а также японская актриса Комаки Курихара, которая известна российским зрителям по советско-японскому фильму «Москва — любовь моя». Также в числе авторов картины нельзя не упомянуть ее талантливого композитора Исаака Шварца, который специально для этого фильма написал фортепианный концерт, ставший для этого весьма своеобразного фильма музыкальной и драматургической основой. Его музыка – просто гениальное обрамление для красивой любви и Ленинграда.
|