Мода на модерн в архитектуре Петербурга пришла в конце 19 века. В эту эпоху особое внимание зодчие уделяли цвету. От западноевропейских тенденций русский модерн перенял текучесть пространственных архитектурных форм, которые плавно перетекали из одного интерьера в другой, неровные линии при строительстве фасадов и асимметричность композиций. В подражание природе, где нет прямых линий, возникла мода на живописные детали, криволинейные силуэты, иногда включавшие символические орнаменты.
Если раннему русскому модерну свойствен стилизованный рисунок, то зрелый модерн отличается сдержанностью и рационалистичностью. Широко использовались новые по тому времени материалы: широкоформатное стекло, сталь, бетон и железобетон. На фасадах применялась рустика, майолика, мозаика, витражи. Интерьеры отличались обилием скульптур, забежных лестниц, перил и орнаментов.
Особенностью течения «русский модерн» в архитектуре Петербурге можно считать то, что оно акцентируется на традиционных русских мотивах. Фасады часто украшались мозаичным декором или народными изображениями. Приверженцы модерна стремились к обновлению и эстетическому преображению архитектурной среды, к поиску нетрадиционных методов выразительности и внутреннему единству образа и функций. Такие поиски новизны нередко переплетались с романтикой стилизации средневекового зодчества.
В Петербурге первым произведением, которое было построено в духе русского модерна, считается церковь Спаса Нерукотворного, что располагалась в Абрамцеве. За основу взяли храм Спаса Нередицы, построенный близ Новгорода в 7 столетии. Исконная гладкость стен подчеркивалась декоративными деталями, а кубическая форма здания смело сопоставлялась с кривыми линиями купола.
Ещё одним зданием, построенным в стиле «русский модерн» является особняк легендарной балерины Матильды Кшесинской, что возвышается на Кронверкском проспекте. К двухэтажному корпусу примыкает одноэтажное здание с анфиладой комнат: парадными залами, вестибюлем, зимним садом, столовой. Высокие выпуклые окна объединяют особняк с внешней средой.
|