Концептуализм нередко отождествляют с постмодернизмом. Это, разумеется, ошибка. Хотя формально они и связаны, но сказать, что они тождественны – всё равно, что сказать, будто птица и воробей – одно и то же. Грубо говоря, мы все которое уже десятилетие живём внутри постмодернистской парадигмы, а концептуальное искусство – оно, собственно, и пытается выразить эту самую парадигму художественными средствами.
Концептуализм искусство сложное и многогранное – едва ли не самое многообразное арт-направление в принципе. Даже сюрреализм оперирует в целом схожим инструментарием; про концептуализм такого сказать нельзя. Это напоминает кубик Рубика, который можно складывать всевозможными способами, и ни один из них не будет единственно верным. А можно сказать, что все эти способы – верные.
Вообще, концептуализм – это явление, в рамках ставятся самые смелые эксперименты – и чаще всего это достигается смелым и нестандартным использованием вполне традиционных художественных форм. Стоит ли говорить, что большинство виднейших концептуалистов – яркие экспериментаторы. Экспериментируют они во всём – начиная с творчества как такового, заканчивая опытами даже над собственным именем (как один из провозвестников новой эры в искусстве поэт э. э. каммингс, предпочитавший писать свои имя и фамилию со строчных букв).
Одним из самых крупных экспериментаторов, патриархом, маршалом и одновременно безымянным бойцом на передовой актуального искусства был и остаётся Дмитрий Александрович Пригов. Да, именно так – Дмитрий Александрович. Наглядная иллюстрация вышесказанных слов насчёт того, что даже собственное имя у современного художника может стать объектом художественного эксперимента и творческим высказыванием. Один из основоположников московской концептуальной школы, один из самых крупных поэтов, да что там, выразителей концепций целого поколения – это всё Пригов, чей вклад в искусство по-прежнему весом, свеж и актуален.
И с точки зрения этой актуальности не имеет особого значения, что сам Дмитрий Александрович скончался пять лет назад – это как раз тот случай, когда творение может и должно прожить гораздо дольше, чем сам творец. И что для творца может являться более благородной целью? А ведь гигантский багаж творческого наследия Пригова ещё далеко не весь раскрыт – этот кубик Рубика исследователи будут складывать ещё долго…
В связи с этим непременно нужно упомянуть, что, хоть Пригова и считают преимущественно поэтом, но творчество его далеко не исчерпывается поэтической деятельностью. Это и музыка, и всевозможные арт-перфомансы, и, не последнее по важности, - живопись и разнообразные графические инсталляции (напомним, что Д.А. Пригов стал членом Союза Художников ещё в семидесятые годы).
Именно эти работы представлены на открывшейся в ноябре постоянной выставке Д.А. Пригова в Эрмитаже – там художнику (тут Пригова надо воспринимать именно в этом контексте) теперь посвящён персональный зал. Экспозиция огромна – ведь в распоряжении Эрмитажа не менее 400 работ Пригова, часть которых ранее вообще не выставлялась для массового зрителя. И это не считая видео-работ художника, которые искусно встроены в экспозицию, дополняя и расширяя её.
Вообще, открытие такой выставки – событие для российской культурной жизни весьма знаковое. Ибо если кто из представителей современного искусства и заслуживает персональной экспозиции в одном из главных музеев страны – то это именно московский концептуалист Дмитрий Александрович Пригов.
с 6 ноября 2012, со вторника по воскресенье, выходной - понедельник
Государственный Эрмитаж. Главный Штаб.
Дворцовая пл., 6/8
(812) 571-34-65
|