Дом Одоевских в Мошковом переулке был интересен тем, что под одной крышей собирались сразу два салона. Один – светский - принадлежал Ольге Степановне (в девичестве Ланской). Властная и тщеславная женщина, впрочем, любила своего супруга Владимира Федоровича. Он был моложе своей избранницы на семь лет и нашел в ней изначально ту ласку, которую можно назвать материнской. Князь Владимир был хозяином во втором салоне, где соединялись литература и музыка. Он пытался сделать свои вечера свободными от предрассудков. Это были попытки объединить творческих людей (писателей, музыкантов, ученых), не глядя на занимаемое ими положение в обществе.
Объясняется столь интересный и нетрадиционный подход хозяина тем, что Одоевский по линии отца был продолжателем рода Рюриковичей, тогда как его мать до замужества была крепостной. Мальчик рано потерял отца, с пяти лет воспитывался родственниками, и ему не хватало внимания матери. Лучшим своим другом он считал двоюродного брата А. И. Одоевского – будущего декабриста.
Во время обучения в Московском университетском благородном пансионе Владимир показал отличные знания. В 1823 году у себя на квартире создает кружок «Общество любомудрия». После восстания декабристов кружковцы более не собирались. Одоевский переезжает в Петербург. Там он женится и поступает на государственную службу в министерство внутренних дел, где по работе сталкивается с заявками на реализацию разного рода изобретений. Вскоре в столице становится на два салона больше. Но приемы в гостиной Ольги Степановны напоминали многие другие и ничем не выделялись. О них вспоминают только для сравнения с субботними вечерами в салоне ее мужа, о которых стоит поговорить подробнее. Они отличались от прочих тем, что были доступны не только аристократам.
"В доме его … все были равны — в буквальном смысле этого слова: вельможи и артисты, ученые и художники, чиновники, мастеровые, старики и молодые — все одинаково подпадали немедленно под беспристрастный уровень его радушия и доброжелательного внимания», - так описывает Ф.И.Тимирязев, сам участник салона, еженедельные собрания «цвета петербургского литературного круга» у Одоевского. И.И.Панаев отмечает: "Одоевский принимал каждого без различия сословий и званий". Перечисляя посетителей, остановимся только на широко известных именах: М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, В. Г. Белинский, П. А. Вяземский, В. А. Соллогуб, Баратынский, Кольцов, Достоевский, Ап. Григорьев, Тютчев, Фет, Гончаров, Григорович, Иван Тургенев, Мятлев, Л.Толстой.
Хозяин дома был многогранной личностью. Его можно назвать литератором, критиком, публицистом, общественным деятелем. Современники не зря называли его русским Фаустом. В его произведениях можно найти фантастику, занимательный сюжет, сатиру и непременно глубокую философичность. Но любимым его делом всегда оставалась музыка. Самого князя считали очень неплохим музыкантом, поэтому в его доме бывали Берлиоз, Ференц Лист, Глинка, Чайковский, Даргомыжский и Серов. Потомкам Одоевский оставил ряд трудов по музыке и заслуженно признан одним из основоположников русского музыкознания и музыкальной критики. Неслучайно среди его художественных произведений можно найти повествование о судьбе музыканта и сказку о музыкальной шкатулке, известной каждому из нас с детства как «Городок в табакерке».
В 1831 году Одоевский публикует «Последний квартет Бетховена». Эта новелла рассказывает о трагедии последних лет жизни композитора. Поднимается тема взаимоотношений творца и окружающего его общества, которое не способно понять чувства художника. Это произведение высоко оценил Пушкин. По приглашению Александра Сергеевича Одоевский вскоре тесно сотрудничает с журналом «Современник».
Постепенно приёмы Одоевского потеряют литературный характер. Князь будет уделять все меньше времени написанию художественных трудов, его внимание займет педагогическая деятельность, пропаганда среди народа научных и технических знаний. Он примет активное участие в издании альманаха «Сельское чтение».
Удачно сложится его карьера, несмотря на закрепившуюся репутацию противника крепостного права и самодержавия, за что Владимир Федорович заслужил характеристику человека неблагонадёжного. Но все и всегда будут отмечать его справедливость, доброту и нетерпимость ко лжи.
Салон Одоевского просуществует практически до самой смерти хозяина. Незадолго до своей кончины князь возвратится в Москву, где снова станет фигурой, объединяющей вокруг себя самых разных людей, чему способствовала его вечная неуемная жажда познания.
|