|
Скульпторы
Санкт-Петербург задумывался Петром Великим как самая красивая столица в Европе. Стоит признать, что ему удалось построить такой город, которым бы восторгались многие поколения Петербуржцев и гостей города.
Здесь жили и работали целые поколения непревзойденных архитекторов и скульпторов. Именно в Петербурге построили прекрасные Казанский и Исаакиевский соборы, здесь разместились дворцы и частные особняки, привлекающие внимание своим шиком и безупречностью.
В данном разделе мы собрали жизнеописания тех людей, которые десятками лет трудились над украшением парков, набережных, фонтанов, мостов и сооружений города. Скульпторы Петербурга создавали статуи, бюсты, барельефы, ювелирные украшения и даже портреты. Некоторые из них родились в этом прекрасном городе, других приглашали в Россию для выполнения государственных заказов. Кто-то из этих скульпторов получал все почести и признание, а некоторые подвергались гонениям и умирали в нищете. Но, все же, их работы сохранились до наших дней. Статуи и скульптурные композиции этих ваятелей до сих пор будоражат воображение и поражают своим портретным сходством с великими людьми того времени. Увы, не все они сохранились. После Октябрьской революции их решено было снести за «антихудожественность», но самые величественные творения еще долго будут радовать нас своей красотой.
|
Родился Бартоломео Карло Растрелли в 1675 году в семье богатого
флорентийского дворянина. Как и было положено мальчику его положения,
Бартоломео отправился изучать основы скульптуры в одной из местных школ.
По окончании обучения, Растрелли обладал отличными знаниями в области
скульптуры, архитектуры, живописи, ювелирного дела.
|
Художественные наклонности у сына простого скотника проявились довольно
рано, и родители решили отдать его на обучение в Императорскую Академию
художеств. Окончив обучение под руководством Н. Жилле, Федор Гордеев
отправился на стажировку во Францию и Италию, где создал свою первую
яркую скульптурную группу под названием «Прометей».
|
Жак Доменик Рашетт, родившийся в 1744 году – потомственный скульптор и
яркое опровержение народной поговорки о том, что природа «отдыхает» на
детях великих людей. С ранних лет молодой скульптор (тогда еще
ученик) получал малые и большие золотые медали в датской Королевской
академии художеств за свои скульптуры и рельефы.
|
Иван Прокофьевич Прокофьев – выдающийся скульптор своего времени без его
участия не обошлось строительство и благоустройство Казанского собора,
Петергофских парков и фонтанов, Михайловского дворца многих других
красивейших построек того времени.
|
Будущий скульптор Михаил Григорьевич Крылов родился в семье одного из
мелких чиновников Смоленска. С самого раннего детства он проявлял
нешуточный интерес к изобразительному искусству, и был отдан на
предварительное обучение в одну из местных школ искусств.
|
Будущий великий скульптор Российской Империи Михаил Иванович Козловский
родился в 1753 году в семе обычного трубача. С самого раннего детства
мальчик проявлял интерес и способности к рисованию и лепке, что побудило
его отца отдать Мишу в Академию художеств. В самой Академии мальчик
оказался перед выбором: рисование и скульптура, и выбрал последнее.
|
Уже в 13 лет будущий великий российский скульптор Феодосий Федорович
Щедрин (1751 г.р.) проявил нешуточный талант в области лепки и
рисования, что побудило его отца отдать мальчика на обучение в
Воспитательное училище, открытое при Академии искусств.
|
Николя Жилле, казалось, был рожден для того, чтобы воспитать целую
плеяду российских именитых скульпторов. С самого детства, еще только
поступая в Парижскую академию искусств, Жилле проявляя серьезные
педагогические способности. Он с легкостью объяснял сверстникам то, в
чем разобрался сам. Быстро стал лидеров своего класса, и уже тогда
заставлял себе подражать.
|
Уроженец украинского села Иван Петрович Мартос (1754 г.р.) с юности
проявил способности к рисованию. Отец мальчика мешкать не стал и
отправил его в Петербург для обучения сначала в училище, а затем и в
Академию искусств. Едва начав обучение, Иван был исключен из числа
воспитанников Академии ввиду пересмотра ее устава и некоторых правил
принятия учеников.
|
Братья Паоло и Агостино Трискони – потомственные скульпторы, поэтому,
когда они родились вопрос о их творческом будущем даже не поднимался.
Оба они в перерывом в три года окончили Академию художеств в своем
родном городе Карраре. Оба некоторое время преподавали в той же
академии, и оба увлеклись античной скульптурой.
|
Василий Иванович Демут-Малновский родился в 1779 году в семье «резных
дел мастера» и уже с детства выказывал живейший интерес к творчеству.
Поэтому после смерти отца юношу отправили постигать азы искусства в
Воспитательном училище при Императорской Академии.
|
Иван Иванович Требенев родился в 1780 году в семье скульптора. В детстве
его отдали на обучение в Воспитательное училище, где мальчик хотел бы
изучать живопись, но в те времена мало кто обращал внимание на желания
молодых воспитанников. Таким образом, определилось будущее Ивана как
успешного и весьма плодовитого скульптора.
|
Борис Иванович Орловский некий прототип Золушки для России того времени.
Родился Борис в 1792 году в семье крепостного Ивана Смирнова. Вскоре
всю семью выкупили помещик из Тулы. Он перевез вновь купленных
крепостных в свои владения и дал им новую фамилию – Орловские.
|
Иван Петрович Витали родился в 1794 году в семье итальянского
скульптора-лепщика, всю свою жизнь прожившего в Петербурге. С детский
лет ребенок был окружен красивыми вещами, вылепленными его отцом. Чуть
позже мальчика стали брать в часы работы в мастерскую отца, и однажды
он вылепил по памяти
статуэтку, над которой работал отец.
|
Петр Андреевич Ставассер родился в 1816 году в Петербурге. С самого
детства мальчик проявлял свои способности к рисованию и лепке. Заметив
талант сына, отец отдал его в Воспитательное училище, а затем и в саму
императорскую Академию художеств. Избрав своей специальностью скульптуру
Петр попадает в руки опытного педагога и талантливого мастера С.И.
Гальберка.
|
Еще один несомненно достойный скульптор Санкт-Петербурга – Роберт
Карлович Залеман. Родился будущий ваятель в Эстонии, и там же получил
первые уроки скульптурного мастерства. В Россию эстонский ваятель приехал уже опытным мастером, но, все же продолжил свое образование в Императорской Академии.
|
Крепостной Сашка Опекушин родился в семье лепщика в 1838 году. Мальчик
так же как и отец стал заниматься лепкой из глины, и уже очень скоро
стало понятно, что он обладает серьезным талантом. Отец выбил у помещицы
разрешение на то, чтобы Александра отправили в Петербург на обучение.
|
|
|