Синематограф на берегах Невы: начало
|
История российского кинематографа началась в городе на Неве. Больше 100 лет назад, а точнее 4 мая 1896 года, в петербуржском саду «Аквариум» впервые в России состоялся киносеанс – он прошел во время небольшого музыкального спектакля, в антракте которого зрителям впервые продемонстрировали серию короткометражных фильмов великих братьев Люмьер.
Спустя 12 лет, в далеком 1908 году, в северной столице России впервые был снят русский фильм под названием «Понизовая вольница или Стенька Разин»
Однако, эти два факта отнюдь не являются единственной информацией, которая может заинтересовать людей, интересующихся историей российского кино. Существует масса других фактов, проливающих свет на дореволюционный период петербургского кино.
В начале XIX века в Петербурге проживало и работало достаточно много известных для своего времени сценаристов. К примеру, писатель Леонид Андреев, широко известный всем как основатель русского экспрессионизма, в кинематографе являлся очень авангардной фигурой. Именно он впервые сказал, что кино – это искусство будущего. И именно он назвал кинематограф - Великое кинемо.
Леонид Андреев пополнил немногочисленные ряды первых российских профессиональных сценаристов. Уже в 1911 году им была написана экранная адаптация пьесы собственного сочинения «Анфиса». На афише, рекламирующей этот фильм, был нарисован портрет писателя – это довольно редкий случай в мировом кино.
Помимо Леонида Андреева в Петербурге писали сценарии и другие писатели, такие как Александр Куприн и Федор Сологуб. В кинодраматургии себя пробовали также Дмитрий Мережковский и Александр Блок.
Одним из важных персонажей в дореволюционном синематографе Петербурга являлся Александр Дранков. Он был основателем первой в России фирмы по производству кинофильмов, в которой и вышла картина «Понизовая вольница или Стенька Разин». Фильм имел просто ошеломляющий успех у зрителей.
Несмотря на успех, Александра Дранкова часто попрекали отсутствием художественного вкуса. С этим нельзя не согласиться, так как все его мечты, а также его деятельность, были направлены к одной цели - богатству. Однако Александр Дранков все же был гением в области синематографа. Только благодаря его изобретательности и упорству мы сегодня можем увидеть на киноленте Льва Толстого. Великий русский писатель наотрез отказывался сниматься, однако у Дранкова все-таки получилось снять его, незаметно притаившись с камерой в уборной.
Любовь жителей Петербурга к кинематографу была огромной – практически в каждом доме, стоявшем на Невском проспекте, находился кинотеатр. Их на главной улице города насчитывалось около 100! А в Петербурге вообще - почти 600. Для сравнения, сегодня в Петербурге осталось приблизительно 60 кинотеатров, и часть их них существует весьма условно.
Синематографы дореволюционного Петербурга устраивали в существующих домах, выкупая в них целые этажи и ломая перестенки. В здании «Пассажа», который находится на Невском проспекте, в те годы работал один из самых знаменитых в городе кинематографов - The Royal Star. Позже, после его закрытия, на этом же месте начал свою работу роскошный кинозал Soleil.
Кинотеатр Picadilly, располагавшийся также на Невском проспекте, и известный сегодня зрителям как кинотеатр «Аврора», был выстроен специально для этих целей.
Однако, самым фешенебельным синематографом города на Неве была «Паризиана». Эта удивительная постройка была оснащена громадным потолком, который был способен, наподобие питерских разводных мостов, автоматически раскрываться в обе стороны. «Паризиана» встречала своих гостей роскошно обставленным фойе с обилием тропических растений, а во вместительном кинозале была сцена с драпированным занавесом, которая как бы намекала на связь между синематографом и театром. В те годы синематограф стал центром светской жизни Петербурга.
Именно дореволюционный синематограф в Петербурге помог развитию русского кино в 20-е годы и стал толчком для развития студии «Ленфильм».
|