Неоренессанс считается одним из наиболее распространённых направлений в архитектуре Петербурга 19 века. Веяние за основу берет архитектурные решения эпохи Возрождения. Отличительными чертами являются тяга к симметрии, прямоугольные планы с внутренними двориками, рациональное членение фасадов, применение таких элементов, как пилястры и рустика.
Прототипом для петербуржских зданий, выполненных в стиле «неоренессанс» являлись итальянские здания с широкими арочными окнами, нарядными наличниками, мощными узорчатыми карнизами, глубоким рустом на фасадах. К данному стилю относят целый ряд особняков и доходных домов на улицах Чайковского, Кирочной и Фурштатской.
Мотивы ренессанса отражаются и в постройках петербургских вокзалов - Николаевского, Балтийского и Варшавского. Фасад Николаевского вокзала напоминает венецианские сооружения 16 столетия: двойные арки с колоннами первого яруса, полуколонны второго яруса, «окна Браманте», башня с часами.
Одним из первых строений этого стиля был возведен особняк князя Л. В. Кочубея. В облике не использовались элементы ордеров, и в этом случае стиль принял форму так называемого «безордерного неоренессанса».
Создан в данном стилевом решении и особняк И.В. Пашкова. Следование архитектурному направлению «неоренессанс» включало оформление интерьеров. К примеру, открытая кирпичная кладка была применена впервые на фасаде именно особняка Пашкова.
Одними из крупнейших общественных строений в стиле неоренессанса являются театры Петербурга. Ордерная система начиналась со второго и с третьего этажа. Декор фасадов - сдержанный, пышное оформление появилось значительно позже. В стиле «неоренессанс» также построены такие здание, как Министерство государственных имуществ, Шуваловский дворец и Городская дума.
Арочные окна и наличники построек богато украшены в стиле итальянского ренессанса 15 — 16 столетий. Ордерная система пилястр возникла на фасаде второго этажа, первый этаж обозначился рустикой как мощный цоколь, хотя функционального значения подобная конструкция не несла.
|