Строгий классицизм сложился в архитектуре Петербурга в конце 18 столетия как завершенное решение стиля. Этот период приходится на эпоху правления Екатерины Великой. Постройки того времени отличались ясностью композиционного приема, лаконичностью объемов, совершенной гармонией пропорций в пределах классицизма, тонкой прорисовкой деталей. В интерьерах применялись мотивы или копии античных скульптур, декорации известных древних цивилизаций.
Период характеризуется полным отказом от барокко. Некоторое упрощение, типизация и демократизация архитектурных форм позволили нарождающимся классам интеллигенции и буржуа в определённом смысле приблизиться по положению к дворянству и царствующему дому. Загородные усадьбы, выполненные в стиле строгого классицизма, отличались от дворцов своими размерами.
В стиле «строгий классицизм» выполнен Таврический дворец. Помещения здания объединены в функциональные группы. В пространственной организации хорошо развиты боковые крылья, которые связаны с мощным центральным объемом переходами. Фасады освобождены от маленького рельефа. Параллельно фасаду вытягивается Большая галерея, дополнительная чёткость которой подчёркнута парными колоннами ионического ордера.
Зодчий не следует легендарным примерам французской архитектуры, как это делали мастера того времени, что было переходным от барокко к классицизму. Гладкие белые колонны прекрасно выделялись на фоне ярко окрашенных стен. Подобный контраст подчеркивал тектонику стен, выполненных из оштукатуренного кирпича.
Дворец для современников считался идеальным эталоном крупной постройки - петербургской, русской и вместе с тем европейской. Чертежи Таврического дворца восторженно оценивал Наполеон, которого особо заинтересовали Большая галерея и зимний сад. Таким образом, архитектурные искания начали подчиняться новым тенденциям, новому стилю, который властно накладывал свою печать на облик города. Петербург начал постепенно приобретать свой «стройный», строгий вид, как говорил известный писатель Пушкин.
|