Обводный канал в Санкт-Петербурге изначально задумывался как судоходный. Другой, не менее важной целью его строительства являлся отвод избыточных вод из Невы в качестве защиты от наводнений. Если вторая задача была невыполнима в силу природных причин, то первая поначалу была достигнута: баржи и другие суда сновали по каналу, а его зеленые берега были излюбленным местом для прогулок и семейных пикников рабочих и других бедных слоев общества.
Погубила весь замысел промышленная застройка: многочисленные заводы вдоль одного из берегов канала спускали в его воды отходы производства, в результате канал обмелел, а вода стала издавать характерный «помоечный запах». В этом районе стали селится не только рабочие, но и маргинальные элементы, а окрестности канала приобрели дурную славу. Сегодня проводятся регулярные работы по очистке Обводного канала и благоустройству набережных, но судоходным ему не бывать еще долго.
|
|
Немалую толику к нехорошей славе Обводного канала добавили и таинственные истории и события, связанные с этим местом. Началось все еще при строительстве канала в 1803 году, когда солдаты и наемные работники наотрез отказались продолжать работы, заявив, что место здесь нехорошее, и «добра не выйдет». Только телесные наказания и угроза каторги смогли заставить людей продолжать строительство. Первые «страсти» начались лет через сто, в 1913 году, когда из канала выловили расчлененное тело мужа, убитого собственной женой. С этого момента на участке между Боровским мостом и устьем Волковки стали происходить необъяснимые события, а именно регулярные самоубийства, число которых росло с каждым годом. Самоубийцы сигали в зловонные воды с мостов и набережных, при этом чудом спасенные заявляли, что их толкала в воду неведомая сила, а некоторые повиновались странному голосу, звучавшему в голове.
Кабы не советская власть, возможно, церковь смогла бы чем-то помочь, но… В 1923 году началось строительство междугородного автовокзала на берегу Обводного канала и рабочие натолкнулись на древние каменные плиты, уложенные в круг и покрытые диковинными письменами. Старорежимного археолога, вызванного на место находки и просившего остановить строительство на месте капища, никто не стал слушать. Плиты вывезли и понаделали из них поребриков для Лиговского проспекта. Автовокзал успешно достроили, а самоубийства продолжились. В том же году утопилось 89 человек, один, правда, неудачно (то есть, наоборот, счастливо отделался). Спасти удалось ярого коммуниста и ленинца, приземлившегося на мелководье. В психиатрической больнице его лечением занялся профессор Ефимсон, который впал после этого случая в долгое раздумье.
Самоубийства продолжались с периодичностью в десять лет, то есть пик их приходился на 1933, 1943, 1953 годы и так до наших дней. На мостах даже стояли милицейские пикеты, останавливавшие незадачливых самоубийц от последнего шага. Многие из спасенных попадали к Ефимсону, который всерьез увлекся этой загадкой. Незадолго до Великой Отечественной Войны профессору Ефимсону и археологу, осматривавшему капище, довелось встретиться и обсудить все детали. Результатом стал поход профессора с докладом к самому товарищу Жданову. Профессора вежливо выслушали и отправили подлечить нервишки на Черное море.
Говорят, что профессор вел записи и в своих мемуарах раскрыл собственное видение этих необычных событий. Согласно легендам, именно на берегах нынешнего Обводного канала до XIV века находились поселения карелов. Шведский маршал Торкель основал здесь крепость Ландскрону, предварительно уничтожив местных жителей. А само капище предстало глазам маршала и его солдат в момент совершения на нем дьявольского шабаша со всей прилагающейся атрибутикой. Христиане не смогли этого вынести и предали язычников вместе с их колдунами огню и мечу. Порешили всех, а после испугались мести языческих богов. Нашелся некто, кто посоветовал избавиться от страхов, проведя собственное жертвоприношение. Все последующие беды, преследующие обитателей этих мест, в том числе и современных петербуржцев, – результат необдуманных действий предков нынешних шведов.
Возможно, способ избавления от проклятия кроется в зарисовках археолога, который успел запечатлеть надписи на древних камнях, но только где их теперь искать?
|