Санкт-Петербургский театр марионеток - это, пожалуй, самый первый профессиональный театр кукол на территории нашей страны. Он был основан в 1918 году группой художников под руководством Любови Шапориной-Яковлевой и тогда именовался Петроградским государственным театром Марионеток. Первое представление труппы зрители увидели уже 12 апреля 1919 г. - тогда на сцене давали «Вертеп Кузьмина» и Пушкинскую «Сказку о царе Салтане».
Марионетка – игрушка без возраста, и хотя корни-то у нее зарубежные, она стала национальной игрушкой в России! Помните ярмарки, которые просто невозможно себе представить без постановки в главной роли с Петрушкой! Марионетка завораживает и пленяет всех, кто хоть раз прикоснется к игрушке, увидит действо с ней. Так, Андрей Белый мечтал оживить ритуалы древних вместе с куклой, Петр Сазонов и Юлия Слонимская выбрали для марионеточной постановки балаганную пьесу, популярную в 17-м веке во Франции, «Силы любви», которую тотчас переводит Георгий Иванов, а Мстислав Добужинский помчался в Петроград, забросив МХАТовский спектакль, лишь бы расписать куклу пролога и портал. «Силы любви» стали предысторией театра. Впервые их сыграли в особняке Гауша, где присутствовал и Евгений Деммени, создавший позднее Театр Петрушки. В 1930 году оба театра объединяются под крышей Ленинградского государственного кукольного театра под руководством заслуженного артиста РСФСР Евгения Деммени.
К середине 30-х годов у Театра кукол появляется собственное здание с богатейшей историей - усадьба, принадлежавшая ранее К. Шредеру, где размещался Концертный зал, на сцене которого дебютировал сам Шостакович, проходили выставки рояли и пианино фирмы Шредер. Здешние подмостки на долгие годы стали ареной для экспериментов Деммени. Здесь поставили марионеточные спектакли по произведениям Пушкина, Сервантеса, Франса, Мольера, Шекспира, Чехова, Свифта и Метерлинка, писали пьесы для театра и Самуил Маршак с Евгением Шварцем, а в 20-е годы труппа даже принимала участие в создании телевизионного кукольного фильма «Школяр в раю» по Саксу (кстати, заметим, что он был первым в стране!).
В годы ВОВ коллектив работал до последнего, пока больше ставить пьесы уже просто не было возможности – в театре отключили воду и свет. Затем труппа отправилась на фронт, где на передовой актеры играли «Юного фрица», написанного Маршаком. К сожалению, домой никто из них так и не возвратился.
В послевоенные годы театр рос, развивался, опробовал новые грани искусства. Марионетки стали настолько популярными, что Деммени даже принимал участие в создании кукольных театров в Одессе, Нежине, Нижнем Новгороде, Харькове, Тбилиси и многих других городах.
Сейчас репертуар Театра марионеток состоит из 17 постановок по пьесам российских и зарубежных авторов. Труппа активно гастролирует по странам Азии и Европы, играя в год по 330 спектаклей. Здесь создаются живые постановки, которые были бы интересны зрителям, поднимали бы его культурные уровень и дух. И зрители отвечает театру взаимностью: сейчас первые из них уже приводят в кукольный театр правнуков.
|