Государственный драматический театр «На Литейном» берет свое начало еще в 1909 году, когда на месте манежа графа Шереметьева появилось занятное явление – «Литейный театр», в репертуаре которого были пьесы театра ужасов, сатиры, фарсы и пародии. Тогда он был площадкой для новаторских опытов Евреинова, Мейерхольда, Кузмина и Фокина.
В те годы с «Литейным» сотрудничали лучшие художники «Мира искусства» - Кустодиев, Бакст и Билибин, известные писатели - Щепкина-Куперник, Сологуб и Тэффи. Менялся репертуар театра, изменялось и его название. Так, именовался он и «Мозаикой», и даже «Литейным интимным».
После революции в здании театра устроили временное пристанище для разнообразных трупп, среди которых были самые выдающиеся. Так, в 1926 году здесь выступал Передвижной театр под руководством Скарской и Гайдебурова, а в 1928 г. – ТРАМ, активную деятельность в жизни которого принимал молодой композитор Шостакович. В 1932-37 гг. в здании на Литейном, 51 работал ЛОСПС под руководством Винера.
В военные годы здание театра разрушили, поэтому целых 10 лет здесь не было зрителей.
В 40-е в тогдашнем Ленинграде начали функционировать 2 театра: Ленинградский областной драматический и Ленинградский областной Гастрольный. В 1956 году судьба свела вместе эти два театра – оба они получили пристанище на Литейном, 51. Уже в 1963 году было принято решение об их объединении в «Театр драмы и комедии», в котором главным режиссеров стал Гуревич, руководитель Ленинградского областного драматического театра, а главным художником – Кочергин. Тогда, во время «оттепели» здесь появляются многие выдающиеся творцы. Интересным явлением тогда стали постановки Шифферса, которые, однако, были запрещены властью.
Новый режиссер, Я. Хаммамер, четко чувствовал общество, его настроения и время. Благодаря ему в театре появились постановки Додина, Гинкаса, Яновской, Падве, которые иногда запрещали, чаще сокращали, а в некоторых случаях даже оставляли в репертуаре на продолжительное время. Однако это не помешало достичь главную цель – помочь в работе и развитии молодым режиссерам.
В 1991 году театр был переименован в Театр «На Литейном», в тот же год вышел легендарный спектакль «Скупой» по произведениям Мольера, который поставил Г. Тростянецкий.
Ныне Театр «На Литейном» - один из наиболее интересных в Петербурге. Его новый художественный руководитель изменил художественную политику театра. К тому же, здесь отказались от института главного режиссера, что позволило активно привлекать сюда ярких представителей режиссуры. Здесь работает и «Мастерская Театра «На Литейном»», в рамках которой также проводятся смотры юных дарований для дальнейшей работы на театральных подмостках.
|