Русский архитектор Константин Андреевич Тон родился 26 октября 1794 года в семье обрусевшего немца Андрея Тона.
Уже в девятилетнем возрасте мальчика определили в Петербургскую Императорскую Академию художеств, где он изучал архитектуру под руководством А.Н. Воронихина. В начале 1810 года Костя создает свои первые проекты крупных зданий, а в 1812 – «план для общественного увеселения» петербуржцев.
В 1815 году Тон оканчивает академический курс с Малой Золотой медалью и званием художника 1-й степени и остается при академии для продолжения образования. Однако в 1817 году происходит смена руководства учебного заведения, и Константину Андреевичу приходится оставить обучение и поступить на службу в Комитет строений и гидравлических работ.
В 1819 году молодому архитектору все же удается отправиться за границу, в Италию, где он изучает памятники античного зодчества. Пробыв за границей 10 лет и получив звание академика Римской Археологической академии, Константин возвращается в Петербург, где его сразу же зачисляют в Кабинет Его Величества.
Первой его работой на родине стало оформление парадных залов Академии художеств, где он устроил галерею для размещения гипсовых слепков, конференц-зал и переделал некоторые части строения. Переломным же моментом в карьере архитектора стал проект строительства церкви св. Екатерины, за Калинкиным мостом, в «русском старинном вкусе», который пришелся по душе Николаю Первому и стал одной из вех в истории российского зодчества, подведя итог классицизму и символизируя рождение «русско-византийского стиля».
В 1830-м году Тон принимает участие в конкурсе на строительство храма Христа Спасителя в Москве. И здесь Константина Андреевича ждал успех – в 1832 году император начертал на его проекте одобряющую резолюцию. Проектируя храм, архитектор старался подчеркнуть сходство его церкви с могучими кремлевскими соборами. В том же стиле создал он и проект храма новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже.
Уже в конце 30-х годов к Константину Тону приходит оглушительный успех: он постоянно занят и находится в самом расцвете своих творческих сил.
В 1837-м Николай Первый возложил на него строительство нового дворца в Кремле. Большой Кремлевский дворец, над проектом которого работали и другие архитекторы, получился одновременно традиционным и новым: парадные его интерьеры поражают величием и роскошью, а сам дворец органически вписался в средневековую застройку Кремля.
Кроме этого, Константин Андреевич по императорскому поручению проектировал железнодорожные вокзалы в Санкт-Петербурге (Московский, Царскосельский) и Москве (Ленинградский), соборы в Питере, Красноярске, Томске и Яранске, возобновлял колокольню Ивана Великого.
До последнего дня зодчий продолжал получать знаки признания своих заслуг.
Умер Константин Андреевич в Петербурге 25 января 1881 года, где и был похоронен на Волковском кладбище.
|