Карта
с достопримечательностями

Маршруты
13 маршрутов по городу

Где остановиться
варианты размещения

Где поесть
недорого и вкусно

Что купить
сувениры и подарки

Как добраться
городской транспорт

Погода
во что одеться


 
  Реклама на сайте
 
Организация экскурсий по городу, бронирование отелей.


Разделитель Разделитель Разделитель Разделитель


Разделитель Разделитель Разделитель

Разделитель




ПОПУЛЯРНОЕ
Что привезти из Петербурга
Наш топ10 сувениров из города на Неве
Санкт-Петербург за один день
Пеший маршрут, рассчитанный на 4 часа
Где поесть в Петербурге
вкусно и недорого
 
1
bg

2
bg

3

Гостиницы Санкт-Петербурга - 101Hotels.com

Наши партнеры:

Экскурсии по Санкт-Петербургу на www.My-peterburg.ru
 
Главная arrow Москва - Петербург arrow Третий Рим или четвертый?

Третий Рим или четвертый?

«Правители приходят и уходят, а Рим остается» - писал в свое время один римлянин. С тех пор идея «вечного города», т.е. незыблемой и нерушимой столицы становится неизменным атрибутом амбиций государственности.

Итак, закладывая новый стольный град на берегах Невы, Петр строил по большому счету и новую империю России. Таким образом, С.-Петербург становился своеобразной точкой отсчета нового времени и новой истории. (Москва, разумеется, олицетворяла старорусское прошлое). А как беспримерный образец идеала была выбрана, естественно, античность. До этих пор титул наследницы и хранительницы византийской культуры был закреплен за Москвой. Именно Москва считалась третьим Римом, в чьи задачи входила сохранность идей и культуры православия, святость которых была положена в основу жизни как русского народа, так и русской государственности.

Однако в идее «римского наследия» заключены, на самом деле, две тенденции.

Первая – да, религиозная. Благочестие становилось святостью, и эта святость «изолировалась» от «земель нечистых».

Вторая же – политическая. Константинополь наследовал за Римом также идею имперскую, идею мировой и мощной государственности.

Таким образом, по мнению специалистов, перед Москвой как «третьим Римом» стоял выбор из двух дорог – «быть новым Иерусалимом или новым Римом».

Петр I, основывая новый город, выбирает второй путь – путь мощной и сильной империи. Таким образом, новый «Третий Рим» станет последним, четвертого уже не потребуется. Для нового «вечного города» в качестве вечного стройматериала император выбирает камень, причем, своим указом Петр I запрещает применять в иных городах каменное строительство, дозволяя такую роскошь лишь новой столице. Остальная Русь довольствуется деревом. В планах Петра – у новой столицы вечность в грядущем.

В 1721 году Петр принимает титулатуру, восходящую к «золотым временам» римского императора Августа, и теперь все цари-самодержцы на Руси становятся императорами и «отцами отечества». В гербе столицы также прослеживается «римская традиция» - вместо перекрещенных ключей, там красуются перекрещенные якоря, на Ростральных колоннах – носы кораблей – «ростры» и т.д.

В качестве «идеологии» - новая святость. Папский Рим, а стало быть, и Москва с ним – символы ложной святости. Простая молитва не приближает к Богу, служение государю, Отечеству ведет к спасению - значит это настоящий путь к Богу. Новая империя должна стать новым третьим Римом и посоперничать с католическим папством за право наследия истории.

Одним из доказательств основательности Петра в новом понимании святости, специалисты считают, настойчивое требование императора воздвигнуть театр в Москве на Красной площади, что воспринималось, естественно, современниками как бесовское стремление царя унизить прежние святыни. (Тем не менее, спустя три столетия, именно по соседству с кремлевским храмами и собором на самой площади, теперь регулярно проводятся рок-концерты. Но это, как говорится, уже другая история святости. «Не тот нынче Миргород, Хорол речка не та»..)

Для «нового Рима» Петр сооружает новый главный патрональный храм, расположившийся в городской цитадели. Петропавловский собор строится как самый высокий, затем туда с огромным торжеством переносят прах Александра Невского, и Петропавловка становится центральным храмом новой столицы. После смерти царя этот собор превращается в императорскую усыпальницу, заменяя собой в этой традиции Архангельский собор Москвы.

Такие же имперские аналогии прочитываются и в названии новой столицы – «Санкт-Петербург». Очевидно, что здесь возможны два варианта понимания:

- святой город Петра;
- город святого Петра.

Прямой немецкий перевод дает нам - город святого Петра. В русском прочтении это название, скорее всего, читалось бы как святой город Петра.

Но дальнейшая сакрализация первого императора России привела к тому, что С.-Петербург и читается, и воспринимается именно как город святого Петра.

Так развивались исторические события, противопоставившие две русские столицы в праве называться наследниками великого Рима.
 

О городе Куда пойти Отдых Интересно
     

 

 


 

Достопримечательности | Экскурсии | Маршруты | Памятка туриста | Фото и панорамы | О компании | Контакты
www.Peterburg.biz. Все права защищены © 2009-2021. Копирование информации с сайта запрещено. 18+.

Сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.
Условия использования | Реклама | Сотрудничество | Партнеры | Карта метро | Автор

Сайт создан в веб-студии SWS

Генерация за 0,011048 секунд