Памятник архитектуры 20-го века, церковь Анны Кашинской — православный храм, расположенный по адресу Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский проспект, д. 53. Ее строительство было начато в 1907 году в память о долгожданном рождении Наследника российского престола Цесаревича Алексея.
Храм был возведен на месте построенной в 1894 году часовни Николая Чудотворца по проекту епархиального архитектора А.П. Аплаксина. В 1909 году его главный придел был торжественно освящён во имя благоверной Анны Кашинской.
Жизнь этой святой была трагична. Она жила в конце 13 - начале 14 в., была дочерью ростовского князя и женой тверского князя Михаила, казнённого в Орде. Такая же участь постигла со временем сыновей княгини Анны Дмитрия Грозные Очи и Александра, ее внука Федора.
Анна постриглась в монахини, приняв имя София, была настоятельницей Тверского женского монастыря. Незадолго до смерти приняла схиму, вновь обретя имя Анна. Последний год своей жизни Анна провела в Кашине, куда она приехала вслед за своем младшим сыном, изгнанным в результате междоусобиц из Твери, кашинским князем Василием.
Нетленные мощи Анны Кашинской были обретены в 1611 году в одной из кашинских церквей, благодаря ряду чудесных исцелений, мощи стали почитать как чудотворные, а сама Анна была канонизирована. Трагическая судьбы тверской княгини достигла ее и после смерти. Через 10 лет после официальной канонизации, святую деканонизировали, однако, в Тверской епархии почитание Анны, как святой, сохранялось, по-прежнему велась запись исцелений, писались иконы и устраивались крестные ходы. В 1908 году Николай II согласился на повторную канонизацию княгини Анны Кашинской.
Храм Анны Кашинской выстроен в неорусском стиле. В создании композиции использовались мотивы и образы новгородско-псковской архитектуры. В декоративном оформление фасадов использованы элементы древнего московско-ярославского зодчества: майолика и росписи, в новой трактовке, что весьма характерно для модерна.
Майоликой были декорированы барабаны храма и колокольни, точнее их переход к главке, а высокохудожественные росписи размещались в арочных нишах. Стены были оштукатурены в тёмно-красные цвета. Увенчанная луковичной главой стройная трёхъярусная колокольня в плане имеет квадратную форму, однако ее третий ярус круглый.
Ныне утраченное главное крыльцо храма было оформлено в традиционном стиле с двойной аркой, в виде рундука с купольным завершением, которое венчалось императорской короной. Таким образом, было отмечено посвящение храма важному событию в жизни царствующей династии.
Уникальным для России было следующее архитектурное решение храма: в нем три престола были расположены непосредственно один над другим. Интересно были спланированы и хоры, — они располагались кругом храма с четырех сторон.
В 1917 году церковь Анны Кашинской стала просто приходской,к началу 30-х годов она была закрыта, а ее иконы переданы в Сампсониевский собор. Здесь уже все было подготовлено к взрыву, который, к счастью, не состоялся.
В 1939 году в здании храма разместили художественные мастерские.
В 1994 году весь комплекс бывшего подворья передан Введено-Оятскому женскому монастырю. Храм находился в аварийном состоянии, было начато его восстановление, которое практически было завершено к столетнему юбилею уникального строения.
|