Васильев Николай Васильевич
|
Николай Васильевич Васильев родился в 1875 году в Ярославской губернии. Получил образование в Петербурге, сначала в коммерческом училище, потом в Институте гражданских инженеров. Отличился уже во время учебы, получив премию за лучший проект по архитектуре, а при выпуске был награжден серебряной медалью.
Пожалуй, Васильеву можно присвоить титул самого талантливого зодчего петербургского модерна. Его работы характеризуют свое время, когда усилились культурные и экономические связи России с Европой и, одновременно, возрос интерес к народному искусству, фольклору русского Севера. Он никогда не повторялся в своих работах, стремился к новизне и уникальности, искал свежий образ. Архитектор создал много проектов, участвовал в различных конкурсах, получал премии, но построено было очень мало. Среди нереализованных проектов - здравница в Царском Селе, дом Ушаковой на Малом проспекте, банк на Михайловской площади, жилые комплексы на Троицкой улице. Остается только жалеть, что эти работы так и остались на бумаге, но то, что построено, обогатило облик Петербурга.
Его проект Петербургской мечети одобрил сам Николай II. Это самая северная мечеть в мире и самая большая в Европе, ее уникальность в том, что здесь удачно сочетаются восточные элементы с северными чертами. Васильеву удалось гармонично соединить грубый камень с изящными решетками и майоликой. Стилизация была настолько удачной, что смотрелась органично и естественно.
Новый Пассаж на Литейном стал событием архитектурной жизни не только Петербурга, но и России. Главными элементами фасада стали два симметричных мощных портала по краям, за которыми, как контраст противопоставляются низкие протяжные корпуса вестибюлей. Такой прием построения композиции возродился в последнее время, но ощущение материала, формы, свойственное Васильеву, уже утрачено. Сейчас здание охраняется государством, как выдающийся памятник архитектуры.
Промышленный корпус Невской ниточной мануфактуры на Выборгской набережной стал центром архитектурного ландшафта среди однообразной застройки жилых кварталов, и в этом его значение трудно переоценить. Последняя работа Васильева - ансамбль «Новый Петербург», покоряющий суровой пластикой, монументальностью. За высокими трубами, мансардными этажами, фронтонами, перепадами кровель ощущается дыхание большого города. Здесь воплотилась удивительная фантазия мастера в упорядоченной, стройной композиции.
В самом расцвете творческих сил он эмигрировал из России после революции, не реализовав и половину своего таланта. Умер в США в 1941 году.
|