Восьмое марта и истоки российского феминизма - взгляд из Петербурга
|
Восьмое марта - самый добрый весенний праздник. В этот день женщины чувствуют себя особенными, красивыми и любимыми, получая тепло и внимание, которых им так часто не хватает в повседневной жизни. В этот день много хорошего говорят женам и матерям, и вообще, праздник 8 марта очень нежный, женственный. И это удивительное перерождение, если учесть, что изначально красный день календаря имел ярко выраженную феминистскую окраску.
Историческое название праздника 8 марта - День солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство прав. Момент его появления окутан разнообразными легендами. Однако известно, что официально Международный женский день предложила Клара Цеткин и предполагалось, что в этот день представительницы прекрасного пола будут проводить массовые акции привлекая внимание общественности к своим проблемам. В России отмечать праздник подобным образом начали с 1913 года, и, на протяжении следующих нескольких десятилетий, он постепенно терял политическую окраску. В 1965 году подарок получили трудящиеся обоих полов: Международный женский день в Советском Союзе стал выходным днем.
Современный российский феминизм - это что-то из разряда черной кошки в темной комнате. Которой, может быть, там и вообще нет. Сегодня нередко можно натолкнуться на красочные легенды об агрессивности и многочисленности сторонниц полового равноправия. При этом найти какое-либо оформленное, постоянно действующее феминистское движение с внятными целями не могут даже специалисты. То ли в воздухе витает некое настроение, предвещающее перемены, то ли половое равноправие в обществе по принципиальным позициям уже достигнуто, и разговаривать, собственно, больше уже не о чем.
Как бы то ни было, сегодня женщина чувствует себя гораздо увереннее, чем сто лет назад. В дореволюционной России традиционный уклад ограничивал сферу ее деятельности домом и семьей, однако так было отнюдь не во всех социальных слоях. И, если обратиться к истории, то начала российского феминизма можно обнаружить аж в 18 веке, а именно - во времена правления Екатерины Великой.
Изначально российский феминизм появился на самом высшем уровне. И ярчайшей его представительницей можно считать саму Екатерину II. Пройдя путь от уроженки европейских окраин до повелительницы огромной империи и ярчайшей представительницы просвещенного абсолютизма, она смогла сыграть огромную роль в истории не только благодаря своему исключительному положению, но и незаурядным способностям и упорному самообразованию. В это же время на общественную жизнь начинают влиять и другие высокородные дамы, среди них появляются первые поэтессы и писательницы. Появление такой литературы сыграло большую роль в становлении женского самосознания, и 19 век уже полон примеров женщин самых разных сословий, активно выражающих свою позицию. Достаточно вспомнить жен декабристов, основательниц литературно-художественных кружков или санитарных служб. Требование равноправия было оформлено уже к середине 19 века.
В Петербурге сохранилось и материальное свидетельство зарождения феминизма - Смольный институт. Здесь было создано первое в России женское образовательное учреждение. Целью такого образования было развитие общества и смягчение нравов. Семья, решившаяся отправить девушку в Смольный, обязывалась оставить ее там на 12 лет и не забирать раньше времени. Обучали не только танцам, манерам и домоводству, но и арифметике, географии, истории, языкам. Лучшие из выпускниц становились фрейлинами при императорском дворе. Смольный институт просуществовал до самой революции, и на протяжении всего этого времени сохранил самую высокую репутацию.
|