«Черт догадал меня родиться в России с душой и талантом»
А.С.Пушкин
Этот дом – последний петербургский адрес Александра Сергеевича Пушкина, где поэт прожил с семьей, отведенные ему судьбой 4 месяца перед трагической гибелью, - стал Всероссийским мемориальным музеем А.С.Пушкина лишь в 1999 году. После смерти Александра Сергеевича часть вещей поэта Наталья Николаевна раздала друзьям, библиотека поэта попала в подвалы Гостиного двора, затем в деревню внука. Сам же особняк Волконских на Мойке заселился новыми постояльцами, а в начале 20 века и вовсе был перестроен в доходный дом, где была существенно изменена и планировка пушкинской квартиры.
Интересно, что младшая из детей поэта - Наталья - часто бывала в родительской квартире в гостях у своих знакомых, которые жили здесь после 1837 года. Лишь в 1925 году последняя квартира поэта становится частью музея, здесь восстанавливают кабинет Александра Сергеевича.
Первым увековечить память гениального современника взялись лицеисты. 19 октября 1879 года в помещении этого учебного заведения открывают небольшой музей Пушкинской библиотеки, куда входили книги, журналы, изданные самим поэтом, и все, что вышло к тому времени о нем самом. Начало этой экспозиции было положено автографом поэта «19 октября 1825 года», который подарил первому музею Пушкина его сокурсник - тогдашним староста М.Яковлев. К столетию Александра Сергеевича (1899) лицейский музей пушкинской библиотеки уже насчитывал 2 тыс. единиц хранения. Сам Лицей станет мемориальным музеем поэта лишь с 1946г.
Интересно, что тогда же академик С.И.Вавилов в Царском Селе (г.Пушкин) предлагал создать целый «город Пушкина» по примеру существовавших тогда «Города Шекспира» (Стратфорд-на-Эйвоне) и «Города Гете» (Веймар). Сюда планировался перевод всех научных учреждений Пушкинского Дома, здесь собирались построить и коттеджи, и квартиры для академиков и сотрудников. Но этот план не осуществился, и в 1949 году лишь литературная пушкинская экспозиция переселяется в Александровский дворец Царского Села, а затем в1951 ее переводят в Эрмитаж.
В истории пушкинского музея существовал так называемый «академический период», когда собиранием и хранением реликвий поэта занимался созданный в начале века при Императорской Академии наук Пушкинский Дом. Тогда была выкуплена у наследника поэта – внука Александра Александровича - огромная библиотека в 3700 томов, тогда же велись переговоры с крупнейшим пушкинским коллекционером А.Ф.Отто, собравшим у себя в парижской квартире уникальные экспонаты – личные вещи поэта, его книги, рукописи, письма, портреты. После смерти коллекционера, взявшего себе даже фамилию любимого им вместе с Пушкиным героя – Онегин, в 1925году все эти бесценные реликвии постепенно возвращаются на родину.
Таким образом, как и сам Александр Сергеевич, так и его музей бесконечно кочевал по разным местам, пока, наконец, не остановился в той самой квартире на Мойке, 12, приютившей поэта на последние в его жизни осень 1836 и зиму 36/37гг.
Разумеется, что эта квартира Александра Сергеевича в доме Волконских в первую очередь связана с историей трагической дуэли поэта и событиями ей предшествовавших.
Однако 1836 год для самого поэта был еще необычайно бурным в его творческой биографии. В то время уже была написана «История Пугачева», для чего Пушкин самолично изъездил Урал для встреч и разговоров, составивших фактологическую базу его исторического труда.
Следующим начинанием Александра Сергеевича была «История Петра Великого». Это был очень значимый для поэта труд, Пушкин даже собирался подать в отставку, чтобы уехать в деревню. Однако Николай I пригрозил тогда закрыть для Пушкина все архивы, что сделало бы невозможным изучение материалов по этой теме, и Пушкин остается.
Летом 1836года в Москве Александр Сергеевич разговаривает о своей работе над объяснением «Слово о полку Игореве», которое, кстати, поэт знал наизусть. Там же в Москве поэт устраивает переговоры об организации продажи своего детища – журнала «Современник». В этом журнале выходит «Капитанская дочка», повесть законченная поэтом в памятный день – 19 октября. Для публикаций в этом издании Пушкин привлекает Н.В.Гоголя, Ф.И.Тютчева, А.И.Тургенева. Вместе с Пушкиным журналом занимаются Жуковский, кн. Вяземский, Баратынский, В.Одоевский.
Кроме того, уже несколько лет Александр Сергеевич обдумывает замысел «Романа на Кавказских водах» - считается, что этот приключенческий роман явился бы предвосхищением «Героя нашего времени». В последние годы жизни Пушкин занят авантюртно-психологическим сюжетом еще одного романа – «Русский Пелам», где собирается показать всю Россию того времени – от декабристов до лесных разбойников.
Параллельно (что было свойственно поэту – работать над несколькими произведениями) Александр Сергеевич трудится над повестью из римской жизни, исследователи связывают эту работу с давнишним желанием поэта написать произведение о Христе. В работе у поэта и драма из русской жизни «Русалка», а также картины из французской истории, опубликованные после смерти поэта как «Сцены из рыцарских времен».
Кстати, Александр Сергеевич задумывал написать о французской революции целых 2 произведения, второе – повесть «Марья Шонинг» повествовала бы по замыслу поэта о трагической истории унижения и нищеты. В ту пору в конце 1836 года А.И.Тургенев напишет о Пушкине «Он полон идей».
Однако уже с ноября 1836 года в квартире на Мойке разворачивается другая трагедия – реальная история жизни поэта в России и отношения к нему общества – она то и занимает много душевных сил и бесценного времени. Эта история его последней дуэли, которая оборвала не только все начатые и будущие замыслы, но и отняла у России жизнь ее гения – Александра Сергеевича Пушкина.
«Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя: как литератор – я раздражен, как человек с предрассудками – я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал» (из письма Пушкина Чаадаеву).
|