«Восьмое чудо света» - Янтарная комната или «кабинет» - уникальный и
единственный в истории пример использования янтарного материала в
монументальной работе. Как известно, янтарь очень капризен и неустойчив,
его «парадный вид» слишком зависит от температуры и влажности. Сразу же
после установки этого янтарного чуда вначале в Зимнем дворце для
обслуживания янтарного кабинета был выделен специальный смотритель. Три
крупные реставрации были проведены только в одном 19 веке, а уж мелких
ремонтов никто не считал.
Янтарь – это слезы сестер Гелиад по поводу смерти брата – Фаэтона,
легенда о котором известна своей аллегорией дерзости и гордыни. Боги,
сжалившись над безутешными сестрами, превратили их слезы в капли янтаря.
С конца 17 века это «золото» Балтики активно использовалось в качестве
драгоценного материала, с ним напрямую связан и расцвет прусского
искусства этого периода. Янтарным «центром» в Европе владели курфюсты
Брандербургские.
Жена одного из них, коронованного впоследствии как
Фридрих I, София-Шарлотта и считается «автором» идеи янтарной комнаты.
Во всяком случае, именно в ее замыслы входило обустроить свою резиденцию
янтарем. Начались работы, но через 8 лет заказчица умирает, а ее супруг
вознамеривается увеличить проект до целой янтарной галереи в
Ораниенбурге, где при одном из своих визитов готовые панели из янтаря
увидел Петр I.
Историками отмечается восхищение императора и его желание иметь подобное
у себя в С.-Петербурге. Сын Фридриха, Фридрих-Вильгельм, известный
своей практичностью не хотел продолжать бесполезные и дорогостоящие
проекты родителей и решил воспользоваться готовым в дипломатических
целях. Он дарит в 1716году янтарные панели для кабинета Петру I по
поводу заключения с Россией союза. Пораженный император российский
делает ответный подарок - в Пруссию отправляются 55 гренадер-исполинов и
кубок из слоновьей кости, сделанный самим Петром.
Что именно собирался делать Петр с этим янтарным чудом точно неизвестно,
но лишь при Елизавете янтарный кабинет приказано обустроить в Зимнем
дворце. Так в 1746 году появляется комната для официальных приемов в
Зимнем, а с 1755 она перебирается в новый Большой дворец в Царском Селе.
Интересно, что переносят янтарные панели кабинета в бережно упакованных
ящиках вручную из Петербурга за город. Однако выделенный для устройства
янтарной комнаты зал оказался слишком большим по размерам, потому
комната дополнительно украшается резьбой и зеркалами, а места «нехватки»
затягиваются холстами и расписываются «под янтарь».
Окончательный вид
янтарный кабинет приобретает при Екатерине II, на достройку кабинета
уходит еще 450 кг. янтаря. В итоге три стены кабинета украшены янтарем,
расположенным в три яруса. В центральном - находится аллегорическая
композиция в технике флорентийской мозаики – Вкус, Зрения, Обоняние,
Слух и Осязание. Такой выбор темы совсем не случаен, ведь именно янтарь
наилучшим образом подходит для воплощения чувственных аллегорий.
Известны его «уникальные способности» для оптических иллюзий и обмана
зрения. Этот эффект янтаря умело использовали мастера интерьеров рококо.
В самой янтарной комнате еще помещались также комоды русских мастеров,
китайский фарфор. В витринах демонстрировалось крупнейшая в Европе
коллекция янтарных изделий, в уголке стоял столик из янтаря на изящной
ножке.
Интерьер янтарной комнаты в основном сведен к показу янтаря, к
материальной составляющей, поскольку никаких содержательных мотивов в
нем особо нет. Интересно, что в обустройстве этого шедевра европейского
интерьера принимало участие семь монархов, хотя испокон века
величественность и великолепие имперских палат напрямую связывалось с
золотом, а уж никак не с янтарем - капризным, ненадежным, трудоемким и
«хлопотным» материалом.
Еще одна уникальность янтарной комнаты – это ее тайна. Похищение
кабинета в годы войны, последняя его демонстрация в 1944г в замке
Кенигсберга и загадочное исчезновение после войны – все это рождало
нешуточные волнение и поиски, многие годы влекло к разгадке тайны и
специалистов, и власти, и простых людей.
К 300-летию С.-Петербурга всему миру предстала «обновленная»,
воссозданная за 24 года по чертежам и эскизам Янтарная комната, она
располагается в Царскосельском дворце Екатерины.
|