Ужасы войны остались позади, и Ленинград, встрепенувшись, снова начинает жить своей обычной жизнью.
Фильм «Мама вышла замуж», снятый в 1969 году режиссером Виталием Мельниковым, начинается обзорной экскурсией по Петропавловской крепости. Чудом устоявшая в годы войны, крепость выглядит не сердцем города, а, скорее, музейным экспонатом.
Нельзя не отметить великолепную операторскую работу Дмитрия Долинина, которого многие помнят и по съемкам кинофильма «Шерлок Холмс». Он профессионально меняет цветовую гамму в сценах, художественно ведет героев фильма вдоль ленинградских магазинных витрин, притом в отражениях витрин и окон не забывает показать новый отстроившийся и гордый Ленинград.
Для съемок фильма «Мама вышла замуж» Виталий Мельников и Дмитрий Долинин выбрали такие натуры и панорамы города, что впоследствии их копировали многие именитые режиссеры. Особенно интересными оказались виды Ленинграда, снятые с крыш домов, во дворах новостроек, а также на площади перед Петропавловским собором.
Героиня фильма Зина занимается реставрацией старого дома в центре Питера, который стоит на улице Белинского. Здесь она знакомится с интеллигентным стариком, живущим в одной из квартир. «Я так привык к этому ремонту», — с грустью говорит Зине Дмитрий Петрович, когда с его дома снимают строительные леса.
Режиссер фильма очень интересно сталкивает эти два противоположных образа — старика-интеллигента, который любит слушать Баха и обычную работницу Зину, которая тоже с удовольствием слушает эту музыку, хотя имя композитора ей ни о чем не говорит. Эта принципиальная разница между ними снята в фильме мельком, однако как хорошо режиссер стирает границы между этими персонажами, объединив их в любви к музыке. Старых ленинградцев осталось в городе очень мало, поэтому одинокий старик, которому даже не с кем поговорить, кроме женщины, занимающейся реставрацией фасада его дома — это один из самых трогательных образов кинофильма.
Затем из сердца Ленинграда мы перемещаемся на окраины. Именно здесь живет Зина с сыном. Их дом – типичная новостройка на Гражданке, из их окон видна лишь водонапорная башня Политехнического института да глухой пустырь. В типовой «двушке» разворачивается семейная драма. Сын Зины - подросток Боря не может забыть своего отца и смириться с новым выбором мамы.
Молодой Николай Бурляев, сыгравший Борю, отлично справился с ролью. Его герой имеет прямой, дерзкий и открытый характер. Кроме того, Боря очень любит мать и к тому же обладает небывалой стойкостью и трудолюбием. Чтобы купить матери на день рождения подарок, он ночами напролет разгружает вагоны. Все бы ничего, но жизнь подготовила ему серьезное испытание — мама вышла замуж.
Как можно найти общий язык с грубоватым рабочим Витей, если на стене у Бори висит портрет Экзюпери, а Витя про такого писателя даже никогда не слышал, хотя и говорит: «Почитаем! Запишемся!». Как понять, что любовь вообще возможна среди безликих новостроек Ленинграда? А ведь именно такая любовь помогает новому Ленинграду вновь обрести свою душу.
В картине «Мама вышла замуж» Мельников поставил в центр истории самую непонятную и в то же время самую простую структуру жизни — семью. Семью, которая изначально состояла из двух близких людей — матери, работающей реставратором, и ее несовершеннолетнего сына, также вынужденного работать, и рассекающего по Ленинграду на мотороллере.
Такая ситуация была вполне обычной для тех лет, когда женщина выступала в обществе не как личность или объект любви, а, скорее, как рабочая единица, выполняющая план наравне с мужчинами.
Очень трогательно выглядят чувства, возникшие между Зиной, которую, кстати, сыграла звезда киноэкрана Люсьена Овчинникова, и трактористом Виктором, которого сыграл молодой Олег Ефремов. Самой характерной сценой влюбленности героев друг в друга является их совместная прогулка в парк аттракционов. Весь актерский и режиссерский состав прекрасно передал атмосферу любви и привязанности героев. Сцена была снята в чёрно-белых тонах, как бы подчеркивая дух эпохи. Именно в ней становится понятно, что их отношения — это отнюдь не желание «устроить свою старость», как язвительно заявил матери Боря, а настоящее, задорное чувство.
Конфликт между матерью и сыном развивается неспешно и напряженно, однако неотвратимо приводит к эмоциональному срыву. И вот героические усилия матери, направленные на сохранение доверительных отношений с сыном, терпят полный крах. Во-первых, Боря очень упрямый, во-вторых, события развиваются с огромной скоростью, к которой Боря не готов. Кульминацией конфликта становится сцена за обедом, когда Боря получает заслуженную пощечину за все обиды, нанесенные матери: за оскорбления, за нежелание понять, за спесь и гордыню. Но, несмотря на эту вспышку гнева, мать все равно остается любящей матерью.
Борю тоже можно понять. Он вырос без отца, поэтому любого нового знакомого матери тут же воспринимает ревностно и с опаской. И как ни старается Виктор быть дружелюбным с Борей, как бы ни был он терпелив и, даже можно сказать, мудр, Боря все равно воспринимает его как пьяницу и невежду, думающего, что Экзюпери — футболист.
Однако главной причиной всех неурядиц является Борина несогласованность с самим собой – его юношеский максимализм. За прямотой и дерзостью Бори скрывается чуткая душевная организация, которая способна воспринимать мир в тончайших красках. Боря по своей натуре – поэт и романтик. Об этом говорит и его любовь к «Маленькому принцу» Экзюпери, а также деликатность и скромность по отношению к девушкам.
Когда мать и сын оказываются на разных берегах, им, безусловно, нужен «мост», который сможет их соединить. Таким мостом становится тетя Катя. Это нежная, но в то же время, принципиальная женщина, которая понимает Борю, но не идет у него на поводу. Благодаря тете Кате, разглядевшей в развязности Бори лишь скрытую незащищенность и слабоволие, конфликт выводится на финишную прямую. Боря впервые встречает человека, способного не только любить его (как это было с матерью), а и поставить на место. Эта сцена становится личной кульминацией для Бори.
После финального диалога со своей матерью, Боря на глазах взрослеет, превращаясь в мужчину. И теперь ему есть, что сказать на укор, брошенный ему в начале картины: «Между прочим, вам уже давно пора называться Борисом…».
|