Женщины в русских селеньях, безусловно, есть — это мы знаем ещё класса этак с шестого, или когда там проходили Некрасова. Вот с женщинами в рок-музыке уже куда хуже. Неизвестно, связано ли это с тем, что Некрасов не успел про них написать в своей поэме, но факт остаётся фактом: в русском роке женских имён так мало, что их вполне можно пересчитать по пальцам.
Конечно, мы говорим в первую очередь про имена, известные на всю страну; локально известных женских групп вполне достаточно. Но далеко не всем из них удаются настоящие прорывы — а кто-то этого не особенно и хочет, руководствуясь принципом «Лучше быть первым в галльской деревеньке, чем вторым в Риме».
Однако всё это рассуждения довольно традиционные — а реальность, если к ней присмотреться получше, намного интересней и разнообразней. Конечно, если рассматривать женские группы пропорционально к мужским, то цифры и впрямь выйдут довольно неказистые. Зато каждая девушка, которая появляется на российском рок-небосклоне, - это фигура! (В смысле, персона... хотя фигура — это тоже важно). В конце концов, одна Земфира стоит десятка каких-нибудь молодёжных группешек, не вносящих в жанр ничего нового. И хоть личностей масштаба Земфиры у нас на рок-сцене не так уж много — но они всё-таки есть.
Иногда вообще случается так, что целая группа, не выдержав столкновения энергий таких мощных личностей, распадается на несколько вполне самостоятельных «астероидов». Именно так произошло с двумя выдающимися поющими женщинами нашего рока — Дианой Арбениной и Светланой Сургановой, которые начинали в одной группе — культовых «Ночных Снайперах». Арбенина и поныне лидер «Снайперов», а вот Светлана Сурганова — уже десять лет возглавляет не менее замечательную группу «Сурганова и оркестр».
Началась эта история в 1993-м году, когда Сурганова и Арбенина встретились в Питере и сразу же решили выступать вместе. Впрочем, тут же история имела все шансы и закончиться, потому что Арбениной почти сразу же пришлось вернуться в родной Магадан. Но Светлана Сурганова уже тогда отличалась завидной целеустремлённостью — она бросила родной город и без колебаний отправилась вслед за подругой. Именно в Магадане безымянный на первых порах дуэт и обрёл название «Ночные снайперы».
Несколько лет участницы группы провели на Дальнем Востоке, концертируя по тамошним клубам и ДК в поисках концепции. К слову сказать, первые годы состав «Снайперов» был полностью акустическим — электрических инструментов в группе не было вообще. Это было необычно для нашей рок-музыки 90-х, но эта нестандартность группе только помогала — на региональных рок-фестивалях «Снайперы» были весьма популярны. А уж когда девушки всё-таки отошли от своей немного ортодоксальной манеры и добавили в состав электрические инструменты — популярность их только увеличилась. (Надо заметить, что совсем о своих корнях «Снайперы» не забыли, и регулярно чередовали «стандартные» рок-концерты с чисто акустическими).
Уже к середине 90-х стало понятно, что Магадан слегка тесноват для разрастающейся группы — дарования Дианы и Светланы заслуживали куда большего признания. Поэтому девушки вновь отправились покорять столицы — и в этот раз уже весьма успешно. К 2002-му году, то есть всего лет через пять после возвращения в Питер, «Ночные Снайперы» уже были одной из самых признанных рок-групп «новой волны» российского рока.
Однако в этом успехе уже таились семена будущего разлада. Примерно в конце 2001-го разногласия между двумя основательницами группы стали критическими — хотя об их природе не догадывались даже самые преданные фанаты (и даже о самом существовании этих разногласий они тоже не догадывались). Тем более, что Сурганова хоть и решила покинуть группу, но сделала это вполне мирно — без отвратительных склок и битья посуды, которые нередко сопровождают расколы рок-групп, что наших, что западных.
Было понятно, что человек такого таланта, как Светлана Сурганова, без дела долго сидеть не будет. Так и произошло — несколько месяцев Светлана обдумывала свои будущие шаги, а спустя полгода после ухода из «Снайперов» основала собственную группу «Сурганова и оркестр».
В первое время в музыкальной среде было много скепсиса по поводу новой группы — критикам казалось, что Светлана, которая всегда была чуть-чуть в тени харизматичной Дианы, ограничится тем, что будет копировать стиль «Снайперов» с предсказуемым результатом. Действительность, однако, это опровергла — музыка «Оркестра» на каноничный саунд «Снайперов» не походила, фигурально выражаясь, ни в одной ноте. Это был действительно оркестр — с огромным разнообразием инструментов, постоянными и сессионными музыкантами, с самой настоящей духовой секцией и множеством музыкальных стилей.
За эти десять лет Светлана Сурганова вполне доказал, что она — вполне состоявшаяся рок-звезда в лучшем смысле этого слова. Её «Оркестр» ничуть не уступает в популярности первой группе Светланы, дискография насчитывает шесть альбомов, а самое главное — Сурганова совершенно не собирается на этом останавливаться, и её «надежды маленький оркестрик» отпраздновал в этом году первый, но наверняка далеко не последний юбилей.
2 января 2014, 20:00
КЗ А2
просп. Медиков, 3 (м. Петроградская)
(812) 309-99-22
|