«Неугасимое созвездье...» - женская поэзия серебряного века: А.Ахматова, М.Цветаева, М.Петровых.
Народная артистка России Светлана Крючкова.
Лауреат международных конкурсов Александр Некрасов- гитара.
Знаменитая, любимая публикой, обаятельная Светлана Крючкова поделится с гостями «Яани кирик» откровениями из поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой и М. Петровых. Создать необходимое состояние и настроение поможет музыка композиторов XX-XXI века в исполнении гитариста Александра Некрасова.
Светлана Крючкова читает стихи. Эта краткая ремарка уже давно собирает полные залы, не нуждаясь в дополнительных комментариях. И понятно, почему: для народной Артистки России, знаменитой актрисы, профессора и режиссера амплуа чтицы - давняя и любимая творческая роль. Уже много лет Крючкова проводит авторские вечера, обращенные к русской и советской поэзии, но ею не исчерпывающиеся - изложение традиционно дополняет мастерское гитарное соло молодого музыканта Александра Некрасова. Казалось бы, для завоевания актером публики по силе «гипнотического эффекта» мало что может сравниться с яркой киноролью, которых у Светланы Николаевны также было немало... Но факт остается фактом - слава камерных вечеров Крючковой-чтицы уже давно перешагнула границы нашей страны, а само действо по значимости с лихвой переросло понятие «развлекательного концерта» (за последние десять лет Крючковой было присуждено несколько крупных премий за просветительство в области поэзии и сохранение русской словесности).
«Для меня потрясение - как читает стихи Светлана Крючкова», - говорила Людмила Гурченко. Что же так манит публику и восхищает экспертов в этих музыкально-поэтических программах? Вот только представьте: тихий вечер, свет абажура, рябь гитарных переборов и... человеческие истории. Именно так - человеческие истории, а не бездомные, чужеродные, застрявшие в вечности «чьи-то» стихи. То есть, когда Крючкова читает Цветаеву, Ахматову, Окуджаву (а в её репертуаре несколько десятков поэтов) - это не копирование или подражание, не потакание традициям и не борьба с ними, это «проживание жизней из себя». Мы видим женщину, чувствуем её темперамент, изумляемся её эрудированным комментариям - она делится с нами «собственными» (потому как общечеловеческими) переживаниями в стихах, наделяя их индивидуальным пониманием и обаянием, которое всегда узнаваемо.
На предстоящем вечере из множества поэтических «сокровищ» актрисой будет высвечено три имени, естественно, не случайных: Анна Ахматова, Марина Цветаева, Мария Петровых. Три этих автора конца XIX - середины XX века с разным ритмом поэтического дыхания, будучи абсолютно индивидуальными, находились в тесном творческом диалоге. Здесь и единственная встреча Цветаевой и Ахматовой, и сборник «Вёрсты», который Цветаева посвятила Анне Андреевне, и конечно ахматовско-цветаевские аллюзии в творчестве Петровых, которая часто обращается к обеим своим собеседницам:
Ни ахматовской кротости,
Ни цветаевской ярости -
Поначалу от робости,
А позднее от старости.
Не напрасно ли прожито
Столько лет в этой местности?
Кто же всё-таки, кто же ты?
Отзовись из безвестности!...
При всей скромности Петровых, её роль в поэзии была высоко оценена современниками и потомками. «Тайна Марии Петровых в том, что она поистине большой русский поэт», говорил о ней Арсений Тарковский.
Это таинственное «трехзвездие» предстанет перед слушателями, обрамленное музыкой для гитары последних полутора столетий. Сочинения Э. Гранадоса, одного из самых известных испанских композиторов начала XX века, опусы гавайского гитариста и композитора А. Барриоса, произведения современных авторов Х. Кордосо, Л. Брауэра, В.Козлова и др. по созданной Крючковой традиции исполнит Александр Некрасов.
23 декабря 2014, 19.00
Концертный зал «Яани кирик»
Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 54А
(812) 710-84-46
|