Прогуливаясь по городу, можно отметить, что архитектура Петербурга 19 века – это чистый образчик классицизма. В те времена работали такие архитекторы, как Воронихин, Захаров, Кваренги. Яркими примерами построек того времени стали Казанских собор и Горный институт. В том же стиле «классицизм» несколько преобразилось Адмиралтейство с легкой руки Захарова.
Главной идеей классицизма является обращение к античным канонам архитектуры. Здесь воспевается утонченная простота, лаконичность и некая «легкость» построек без излишних гобеленов и громоздких фасадных скульптур. Кроме того, архитекторы классицизма старались придерживаться строгих симметрично-пропорциональных форм, держались одной оси, выбирали сдержанный стиль убранства помещений и фасадов.
Пресытившись помпезными и громоздкими решениями позднего барокко и рококо, знатные люди Италии, а затем и Европы жаждали чего-то облегченного, изысканного, но не броского. Именно в этот период великий Венецианский мастер Палладио и сформулировал основные каноны быстро ставшего популярным классицизма. Довольно скоро по всей Европе стали появляться ученики и последователи великого мастера, коих стали величать «палладинцы». Они в разной степени точности соблюдали изобретенные каноны, вырабатывая каждый свой стиль, и одновременно помогая классицизму как стилю продуктивно развиваться.
В 1816 году после завершения Отечественной войны в Петербурге создается специальный узко профильный комитет, призванный в короткие сроки превратить столицу в красивейший город Европы. Сражу же после этого создаются такие замечательные и действительно красивые ансамбли, вроде Адмиралтейства, Дворцовой и Исаакиевской площадей, стрелки Васильевского острова. В этот же период вводятся более четкие правила градостроительства, по которым четко зонируется вся территория, вводятся ограничения по высотности зданий, а так же правило «компактности». Это самое правило задумала сама Екатерина, когда увидела, что город совершенно нелогично расползается вширь, между поместьями именитых господ все больше и больше расстояния. Это весьма огорчило императрицу, и она, созвав, Комитет и архитекторов приказала, распределить дальнейшие постройки и улицы так, чтобы они находились близко друг к другу и радовали глаз гармоничностью, лаконичностью и удобством.
|