Жизнь и творчество братьев Стругацких неразрывно связано с Ленинградом. И пусть старший из них, Аркадий Натанович, родился еще в Батуми (в 1925 году), зато детство и юность он провел в Ленинграде, где в 1933 году появился на свет младший из знаменитого дуэта, Борис Натанович. Отец семейства работал научным сотрудником в Русском музее, мать преподавала в школе русский язык и литературу. Счастливые мирные будни и все планы в один миг разрушила война. Разлучила она и эту дружную семью, как исковеркала миллионы других человеческих жизней и судеб: в 1942 году Аркадий вместе с отцом отправился в эвакуацию, а мать осталась в осажденном Ленинграде вместе с тяжело заболевшим маленьким Борисом. Отца он уже никогда больше не увидел: по дороге эшелон попал под бомбежку и Аркадий просто чудом уцелел один среди всего вагона. Похоронив в Вологде отца, Аркадий приехал в Чкалов (Оренбург), где отучился Актюбинском артучилище. Оттуда по переводу попал в Московский Военный институт иностранных языков в 1943 году. Тогда же ему удалось вернуться в блокадный город и вывезти оттуда младшего брата и мать в Оренбургскую область. Аркадий окончил институт в 1949 году, а его брат через год получил школьный аттестат о среднем образовании.
Некоторое время каждый из братьев шел своим жизненным путем; старший стал военным переводчиком (специализировался на японском и английском языках), служил на Дальнем Востоке, в 1955 году демобилизовался, жил в Москве и работал в Детгизе и Гослитиздате редактором. К тому времени относятся его первые пробы пера - рассказ «Как погиб Канг» и повесть «Пепел Бикини», в соавторстве с Л.С. Петровым. Младший Стругацкий остался в Ленинграде, поступил в ЛГУ на математико-механический факультет, который окончил в 1955 году по специальности «звёздный астроном». Далее поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, диссертацию так и не защитил, но оставался работать там же инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам еще около десяти лет, пока окончательно не ушел с головой в литературное творчество.
Первые совместные произведения Стругацких увидели свет в 1958 году – это были рассказы «Извне», «Спонтанный рефлекс», а в 1959 году вышла повесть «Страна багровых туч». Братья Стругацкие создали несколько десятков произведений в жанре научной фантастики, подобных которым не было до этого в советской литературе. Правда, сами авторы называли этот жанр «реалистичной фантастикой», в которой главное место уделялось Человеку и его нравственным проблемам, а прочий антураж являлся всего лишь декорацией к происходящему действию. Однако стоит отдать должное братьям Стругацким, эти самые декорации становились все полнее и реальнее с каждым годом и с каждым рассказом, а многие из них под конец предстали читателю в завершенном варианте, словно выписанные яркими глубокими мазками. Таков мир Полудня, черты которого все яснее проявляются в каждом последующем произведении. Пускай он – утопия, но это прекрасная утопия, которая, как и все творчество Стругацких заставляет искать что-то лучшее в человеческой природе, верить в нашу способность изменить мир, обратиться лицом к добру и свету. В этом отношении стоит упомянуть о позиции некоторых бывших почитателей таланта авторов, сменивших любовь на откровенное неприятие их творчества. К таковым можно отнести некоторых верующих людей, которые резко осудили один из последних романов Стругацких «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988) за утопический идеал общества, основанного на безверии. Да, Стругацкие были атеистами, но идеи, которые несут в себе их книги – это идеи добра и веры в возможность изменить все к лучшему, изменить самих людей. Именно через самосовершенствование, а не при помощи технического прогресса. Никакой прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет «Человек Воспитанный», который сможет избавиться от «внутренней обезьяны», – таков вывод их многолетнего исследования возможных путей развития человечества.
На книгах Стругацких выросло не одно поколение советских читателей, да и сами авторы росли вместе со своей аудиторией. Из подробностей фантастических, описаний звездолетов, космических перелетов, иных планет все больше на первый план выходила судьба главных героев, каждый из которых стоял перед нелегким выбором. Тема выбора и нравственных метаний – одна из основных в последних повестях и рассказах, и каждый из центральных персонажей с честью выходит из ситуаций, сохраняя человеческое достоинство и гордость.
Ни Аркадий, ни Борис Стругацкие не ограничивались одним лишь сочинительством в рамках одного жанра, кроме основных, фантастических сюжетов, есть у них и детективные, и приключенческие произведения. Среди них особняком стоят искрящиеся веселым оптимизмом и тонкой сатирой «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о тройке» (которая, кстати, была настолько злободневной карикатурой на чиновников и бюрократию, что была запрещена в нашей стране долгие годы). Занимались братья и переводами, в основном зарубежной фантастики. Благодаря Стругацким русские читатели смогли познакомиться с творчеством Андре Нортона, Джона Уиндема, Хола Клемента. Аркадий Стругацкий переводил и японских авторов - Акутагаву Рюноскэ, Нома Хироси, Нацумэ Сосэки, Санъютэя Энтё. Борис Стругацкий с 1972 года являлся бессменным руководителем Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов, был учредителем литературной премии «Бронзовая улитка», а с 2002 года (уже после смерти старшего брата, который скончался в 1991 году) - главным редактором журнала «Полдень. XXI век». Сам Борис Стругацкий ушел от нас совсем недавно – 19 ноября 2012 года, на восьмидесятом году жизни. С его смертью закончилась целая эпоха советской фантастики, подарившая миру «Улитку на склоне», «Жука в муравейнике», «Пикник на обочине» и десятки других произведений.
«Сделать добро из зла, потому что его больше не из чего делать» - эта цитата писателя Р.П. Уоррена является эпиграфом к одной из книг Стругацких. Этим умением они владели и сами, а еще они умели творить. Создавать новые миры и их обитателей, так похожих на нас, обычных людей своего времени. И поэтому книги Стругацких были популярны в 60-е годы, когда все человечество с оптимизмом ожидало скорого покорения космоса, в 70-е годы, когда их рукописи возвращались издательствами или печатались отрывками, в бурные 80-е и переходные 90-е годы, популярны они и сегодня, среди нынешних школьников, студентов и людей всех возрастов и сословий.
|