Русский музей в Санкт-Петербурге – один из лучших художественных музеев России, располагающий крупнейшим собранием российского искусства в мире.
Коллекция Русского музея насчитывает почти 500 тысяч единиц хранения. Экспонаты выставлены в 109 залах, расположенных в главном корпусе музея - Михайловском дворце, флигеле Росси и корпусе Бенуа (здания соединены между собой и составляют единый комплекс).
Говоря о Русском музее в Петербурге, мы понимаем, прежде всего, постоянные экспозиции произведений изобразительного искусства, расположенные в Михайловском дворце и Корпусе Бенуа.
Однако следует помнить, что Государственный Русский музей – это сложный музейный комплекс, в состав которого входят помимо указанных объектов еще и:
Государственный Русский музей, основанный в 1895 году по указу Николая II и открытый для посетителей с 1898 года, стал первым в России государственным музеем отечественного изобразительного искусства. Музей был основан Николаем в память об отце, Александре III, обустройством его занимался по поручению государя великий князь Георгий Михайлович.
Основу собрания музея составили произведения русского искусства, переданные ему Академией художеств, Эрмитажем, Зимним, Гатчинским и царскосельским Александровским дворцами, и, кроме того, частными лицами. Так, князь А.Лобанов-Ростовский передал Русскому музею личную коллекцию портретной русской живописи, княгиня М.Тенишева – собрание графики. Всего к моменту открытия насчитывалось уже несколько тысяч памятников Древней Руси – иконы, образцы декоративно прикладного искусства, 445 картин, 981 графическое произведение (рисунки, акварели, гравюры), 111 скульптур.
Расширение коллекции осуществлялось за счёт ассигнований из казны и пожертвований частных лиц. За первые десять лет существования музея его коллекция удвоилась.
Большая заслуга превращения разрозненного собрания в целостную и систематизированную коллекцию принадлежит работавшему здесь с 1909 по 1929 годы П.И.Нерадовскому. Коллекция музея значительно пополнилась в первые годы советской власти за счёт национализированных государством многочисленных частных коллекций.
Со временем в музее появляется раздел советского искусства, и соответствующее научное подразделение, которое было призвано изучить новейшие течения в искусстве.
В 1954 году при музее была создана экспертно-закупочная комиссия, придавшая закупочной деятельности музея планомерность и целенаправленность. Регулярными становятся поступления произведений искусства через Министерство культуры, Союз художников, закупки на выставках различного уровня.
Музейное собрание продолжает пополняться и в наши дни. Немало ценных произведений русского изобразительного искусства передаются в дар музею коллекционерами, авторами и их наследниками. Редкие вещи приобретаются на международном антикварном рынке. Так, на аукционах «Сотби» и «Кристи» были куплены ценнейшие рисунки Б.Д. Григорьева и И.Е. Репина.
Войдя в Государственный Русский музей через главный вход – парадный двор Михайловского дворца, охраняемый статуями львов, вы окажитесь в парадном вестибюле перед лестницей. Осмотр можно начать как с первого этажа, так и со второго, однако, рекомендуем придерживаться порядка нумерации залов и подниматься на второй этаж, где в залах 1-4 собрано древнерусское искусство. В этих залах наиболее интересны иконы Андрея Рублева.
Залы 5-10 и 12 посвящены искусству XVIII века, прежде всего, портреты императоров и известных людей эпохи.
В залах 11, 13-17 экспонированы работы живописцев начала XIX века – Карла Брюллова, Ивана Константиновича Айвазовского, А.Г. Венецианова и других.
И.К.Айвазовский – самый известный русский хужодник-маринист. В постоянной экспозиции Русского музея выставляется картина «Девятый вал».
Творчеству К.П. Брюллова посвящен большой зал. Центральное место занимает картина «Последний день Помпеи», на других стенах - «Распятие», «Итальянский полдень», портреты и автопортреты художника.
Второй этаж Михайловского дворца полностью отведен под собрание российского искусства второй половины XIX века.
Илья Ефимович Репин – один из выдающихся русских художников-живописцев, академик Императорской Академии художеств, один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. В Государственном Русском музее хранятся два знаменитых полотна – «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Василий Иванович Суриков – живописец, мастер масштабных полотен на
исторические темы. Большая часть его картин хранится в Третьяковской
галереи, в Русском музее экспонируются «Переход Суворова через Альпы»,
«Степан Разин».
В залах второго этажа широко представлены художники-пейзажисты: Иван Иванович Шишкин, Архип Иванович Куинджи и другие.
Один зал посвящен творчеству Б.М. Кустодиева. Портрет Шаляпина, «Купчиха за чаем» и другие полотна.
Корпус Бенуа
В корпусе Бенуа также 2 этажа. На втором этаже находится постоянная выставка собраний произведений искусства XX и XXI века, первый этаж отведен под временные выставки.
В залах 66-85 представлены картины А.А. Дайнека, К.Малевича, М.Врубеля. Залы сопровождены пояснительными текстами о каждом из направлений живописи.
Отдельно оформлены залы советских художников, картины и скульптуры которых очень точно отражают дух эпохи.
Флигель Росси
Первый этаж флигеля Росси занимает собрание народного искусства XVII-XX веков. Десять залов, в которых собраны экспонаты, иллюстрирующие все основные техники народного творчества Центральной России и Русского Севера. Дымковская игрушка, хохлома, гжель, резьба по дереву и по кости, плетение кружева и вышивка – все то, чем славится Россия.
Первые залы экспозиции посвящены крестьянскому быту XIX века. В залах показаны детали резного убранства крестьянских изб. Фронтон избы наглядно демонстрирует доступное крестьянам украшение своего жилища. Расписные и резные прялки, кованные подсвечники и другие предметы нехитрого быта простых людей.
Вышивке и ткачеству посвящены несколько залов. Интересно то, как стили в архитектуре или модные течения в высшем свете находили отголоски в творчестве простых мастериц, украшающих свой дом и свою одежду.
Залы, посвященные народной игрушке, демонстрируют посетителям деревянные, соломенные, берестяные, глиняные игрушки XIX и XX веков. Собраны игрушки в самых известных техниках, а также исконно-русские игрушки-обереги из ткани и соломы.
Посетители могут познакомиться с основными видами росписи, которую принято называть русскими-народными узорами – хохломская и городецкая роспись, гжель. Также представлены образцы холмогорской резной кости.
Стоимость билетов в Русский музей
- Для взрослых посетителей - 450 рублей;
- Для студентов - 200 рублей.
Любительская фото и видео-съемка без штатива и вспышки в Русском музее бесплатная.
На временных выставках фотосъемка запрещена.
Стоимость комплексного билета для посещения Михайловского, Мраморного, Строгановского дворцов и Михайловского замка в течение 3-х дней:
- Для взрослых посетителей - 850 рублей;
- Для студентов и пенсионеров - 400 рублей.
Стоимость билета для посещения мемориального музея Константина Романова в Мраморном дворце (только экскурсионное обслуживание по предварительной записи):
- Все категории - 600 рублей;
Михайловский дворец и корпус Бенуа:
- Для взрослых посетителей - 350 рублей;
- Для учащихся средних специальных учебных заведений, студентов и пенсионеров (при предъявлении удостоверения) - 170 рублей.
Домик Петра I:
- Для взрослых посетителей - 200 рублей;
- Для студентов - 100 рублей.
Правом бесплатного посещения музея пользуются следующие категории граждан (при предъявлении соотв. удостоверения):
- Участники и инвалиды ВОВ;
- Награжденные медалью «За оборону Ленинграда» а также жители блокадного Ленинграда, воины-интернационалисты, солдаты, сержанты, старшины РА, курсанты военных училищ;
- Неработающие инвалиды 1 и 2 групп;
- Лица, сопровождающие посетителей с ограниченными физическими возможностями;
- Дети дошкольного возраста;
- Лица, не достигшие 18 лет;
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в детских домах, а также в школах-интернатах;
- Учащиеся художественных школ и средних специальных учебных заведений; студенты дневного отделения факультетов истории искусств, экскурсоведения, музееведения, организации туристской деятельности и прочих художественных факультетов высших учебных заведений; члены Союза художников РФ, члены Союза архитекторов РФ, члены Союза дизайнеров РФ, члены МОО «Творческий союз музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области»; сотрудники всех музеев, находящихся в подчинении Министерства культуры РФ, Академии Художеств, Академии Наук;
- Многодетные семьи.
Часы работы музея
МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ (Инженерная ул. 4) и КОРПУС БЕНУА (наб. канала Грибоедова 2):
-
Понедельник- с 10:00 до 20:00
-
Среда, пятница, суббота, воскресенье - с 10:00 до 18:00
-
Четверг - с 13:00 до 21:00
Кассы закрываются на полчаса раньше
СТРОГАНОВСКИЙ ДВОРЕЦ (Невский пр. 17), Мраморный дворец (Миллионная ул. 5/1) и МИХАЙЛОВСКИЙ (ИНЖЕНЕРНЫЙ) ЗАМОК (Садовая ул. 2):
-
Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье - с 10:00 до 18:00
-
Четверг - с 13:00 до 21:00
Кассы закрываются на полчаса раньше
ДОМИК ПЕТРА I (Петровская наб. 6):
-
Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье - с 10:00 до 18:00
-
Четверг - с 13:00 до 21:00
Кассы закрываются на полчаса раньше
Последний понедельник каждого месяца – санитарный день
Летний сад:
-
В период с 1 октября по 31 марта ежедневно с 10.00 до 20.00
Впуск посетителей до 19:30
-
В период с 1 мая по 30 сентября ежедневно с 10.00 до 22.00
Впуск посетителей до 21:30
Выходной день - вторник
В апреле Летний сад закрыт на просушку
История Русского музея
«... при организации Музея нужно иметь в виду непременное требование, чтобы служба в таком чудном учреждении почиталась величайшей честью, и чтобы к ней стремились именно из-за чести быть причастным к музею». (из Положения о музее. 19 век).
Русский музей – это не только крупнейший и богатейший художественный фонд России, но и мощный научно-исследовательский центр отечественного искусства, с крупными и известными учеными в статусе докторов и кандидатов наук. Разумеется, что наряду с наукой, Русский музей ведет огромную выставочную работу как в городах нашей страны, так и за рубежом.
Ежегодно в Русском музее помимо основных экспозиций, открываются до 50 временных выставок, и до 10-ти вне стен музея. Все эти популяризаторские акции сопровождаются изданием тематических альбомов, каталогов, изданных научными сотрудниками ГРМ.
Фонды Русского музея насчитывают более 400тыс. художественных экспонатов, которые охватывают собой все крупные направления и школы русского, советского и российского искусства в тысячелетнем периоде с 10 по 20 века.
Основная экспозиция ГРМ располагается в Михайловской дворце и корпусе Бенуа, входящим в этот дворцовый комплекс. Филиалами Русского музея стали, присоединившиеся к ГРМ по мере развития музейной экспозиции, Строгановский и Мраморный дворцы и Михайловский (Инженерный) замок. К ведению Русского музея сейчас относятся Михайловский и Летний сады, а также Домик Петра I и Летний дворец Петра I.
Вопрос создания музея национального искусства, что называется, «висел в воздухе» с середины 19 века, он занимал умы просвещенного дворянства, творческой интеллигенции, демократической общественности, он был актуален и для российского самодержавия в качестве национально-патриотической идеи. Задумал все это Александр III, воплотил в жизнь его сын – Николай II, который в 1895 году подписывает указ об учреждении Русского музея и передачи ему приобретенного в казну Михайловского дворца.
В 1898 году Русский музей открывается в этом перестроенном для музейных нужд здании. Его первая экспозиция заняла 37 залов и насчитывала 445 картин, 111 скульптурных работ, 981 графический лист (сюда входят акварели, рисунки, гравюры), а также более 5тыс. памятников русской старины (иконы и предметы декоративного и прикладного искусства древности). Основной фонд ГРМ, таким образом, создался из 80 картин Эрмитажа, 120 полотен Академии живописи, 200 произведений из загородных резиденций государя.
«На работу» в Русский музей с самого начала принимали высокообразованных людей, существовал даже своеобразный конкурс – каждая кандидатура проходила серьезное обсуждение. Среди первых «музейщиков» были А.Н.Бенуа, П.А.Брюллов, Д.И.Толстой, М.П.Боткин, А.А.Миллер. В числе сотрудников непременно числился священник, им был отец Иаков Арсеньево, разработавший специальное Положение о Церкви при Русском музее.
По замыслу Русский музей должен был состоять из трех главных отделов – мемориальный (отдел памяти Александра III), этнографический и художественно-промышленный и, собственно, художественный. Разнонаправленность этих трех векторов долго не продержалась в одной связке – этнографические коллекции становятся позже отдельным музеем, мемориальный отдел и вовсе упраздняют, а историко-бытовые собрания частично передают Эрмитажу. В ведомстве Русского музея остается в итоге лишь художественный отдел и все с ним связанное.
Кроме своей коллекции тысячелетней истории русского искусства ГРМ активно занимается изучением и экспозицией современной живописи, она представлена в отделе искусства новейших течений и состоит из произведений «нетрадиционной» культуры – видеоарт, ассамбляжи, инсталляции, фотографии и проч.
КАК НАЙТИ?
|