Михайловский сад расположен на месте 3-его Летнего сада, бывшего в свое время хозяйственными угодьями – пруды для разведения рыб, оранжереи с экзотическими фруктами для августейших особ, погреба с винами, специально были завезены даже соловьи. В 1712 году выстраивается дворец для Катерины Алексеевны, названный «Золотыми хоромами».
Анна Иоанновна обустраивает на территории сада своеобразный питомник, где растут, так называемые «запасные» деревья, и заводит собственный «ягдгартен» - охотничий участок для придворных утех с зайцами и оленями.
Позже для Елизаветы Петровны Б.Растрелли строит Летний дворец и «Царицынский» сад Ее величества перепланируется в регулярный, с главной аллеей, ведущей к Невскому. В саду устраивают карусели, горки, качели, выставляют павильоны, разбивают цветники и клумбы. В 1743 году изобретательный зодчий представляет императрице новый проект – сад-лабиринт с фонтанами и скульптурами, а за царским дворцом разбивают два фигурных пруда, фонтан и узорный цветник.
При Павле I строится новый замок-крепость на месте дворца Елизаветы, но сад и его сложившиеся функции – плодовая (на западе территории) и парадно-прогулочная не меняются.
Когда в 1817 году начинается строительство Михайловского дворца сад снова перепланируют, придают «пейзажный» характер, в северной части сада устраивают английский луг, а на месте прежних «Золотых хором» строится павильон- пристань. Сейчас это павильон К.Росси, руководившего тогда всем проектом Михайловского замка. К.Росси сохраняет в своем проекте сада участки Растрелли и Леблона (первого проектировщика 3-его Летнего сада).
Сам Михайловский замок по проекту обносится двумя рядами стриженых деревьев.
Тогда и сам сад стал называться Михайловским( как и его замок), но на какое-то время среди петербуржцев ходило неформальное название – сад Елены Павловны. Так звали супругу великого князя, вместе с которой он превратил и дворец, и сад в места великосветских встреч и празднеств.
В 1898 году Михайловский сад становится общедоступным в связи с переходом Михайловского дворца в статус Русского музея. Интересна табличка, которая тогда размещалась при входе - "Собакам и солдатам гулять воспрещается".
В советское время Михайловский сад становится обычным парком с хаотически растущими деревьями и кустами, в 1922 году он переименован в неудобоваримое - сад МОПР (Международная организация помощи борцам революции).
Последняя реконструкция Михайловского сада проходила в 2002/4гг, она восстановила проект планировки великого К.Росси, украсив его павильон копиями бюстов 19 века К.Брюллова, А.Иванова.
Справка Государственного Русского музея
Михайловский сад - один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII — первой трети XIX вв., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей садово-паркового искусства на одной территории — регулярного или «французского» и пейзажного или «английского».
Во времена Петра I территория, на которой теперь располагается Михайловский сад, называлась «шведским садом». Он был подарен императором супруге Екатерине. На том месте, где сейчас находится павильон-пристань, построенный по проекту К.Росси (наб. р. Мойки), располагался дворец императрицы – «Золотые хоромы». В середине XVIII столетия, во времена правления Елизаветы Петровны, было проведено переустройство сада по проекту Ф.-Б. Растрелли. Сохранившиеся до наших дней в юго-восточной части сада два больших водоема имели геометрическую форму, а за ними располагался большой сад-лабиринт, простиравшийся до самого Невского проспекта.
В XIX в. сад меняет свой облик с «регулярного» на «пейзажный» и становится частью ансамбля Михайловского дворца – яркого примера архитектурного единства здания и природного ландшафта, созданного по замыслу великого зодчего Карла Росси.
Михайловский сад был закрытым частным владением и стал доступен для посещения горожан с момента основания Русского музея, в 1895 году. В 1999 году, практически полностью утратив свой исторический облик, стал частью Русского музея. XXI век - точка отсчета новейшей истории Михайловского сада. Пройдя масштабную реконструкцию, он начал свою жизнь не только как уникальный памятник ландшафтной архитектуры, но и как современное музейное пространство, своеобразный зеленый зал под открытым небом.
|