«.. и говорит Его Величеству Авель со смирением, – Ни цари, ни народы не могут менять волю Божию, поэтому зрю в замке преждевременную гробницу Твою, благоверный Государь. И резиденцией потомков Твоих, как мыслишь, он не будет".
Такими словами от иеросхимонаха Авеля, который жил во времена Павла I, была определена судьба и императора российского престола, и самого Михайловского замка. Говорят, что Павел безоговорочно верил этому старцу, постольку последним была точно предсказана гибель его матушки – Екатерины. В ответ на вопрос о своей собственной жизни самодержец Павел услышал - "Число лет Твоих подобно счету букв изречения над вратами Твоего замка, в коем воистину обетование и о Царственном роде Твоем".
Речь шла о девизе, выбитом медными буквами над портиком Михайловского замка: "“ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ”. Это немного измененный текст псалма Давида - "Дому Твоему подобаетъ святыня, Господи, въ долготу дний" (Пс. 92:6).
По недавним исследованиям оказалось, что первоначально этот девиз должен был быть у Воскресенского Новодевичьего монастыря, но эти пророческие буквы попали на Исаакиевскую церковь, а после и на сам Михайловский замок.
Так вот, количество этих букв – 47, и мы знаем, что Павел I умер на 47 году жизни. Вообще с судьбой этого самого загадочного императора России связано много мистики, например, можно проследить магию числа «4».
Общий срок царствования Павла - 4 года, 4 месяца и 4 дня. Этот замок, который должен был стать главной парадной резиденцией императорского дома на смену Зимнему дворцу, но главное, полностью обезопасить своего хозяина от врагов, строился 4 года. А прожить в нем удалось императору лишь загадочные 40 дней.
Еще интересно, что Михайловский замок был поставлен вместо «обветшалого» Летнего дворца Елизаветы и северной своей частью выходящий на Летний сад. До этого на этом самом месте стоял дворец жены Петра – Екатерины, который был снесен для постройки дворца Елизаветы. И именно в этом растреллиевском доме и родился Павел. На месте снесенного им дома он и принял мученическую смерть в замке, который меньше всего подходит общей архитектуре С.-Петербурга своим романтическим настроем и больше схож на средневековые крепостные постройки. Именно эта его «отстраненность» от всего города и империи впоследствии стала восприниматься и как символ его личности, которой владели идеи мессианства русского государства и богоустановленности самой императорской власти.
Образ собственного замка, воплотившийся в личных эскизах Павла, занимал его воображение с 1784года, и общий срок «проектирования» Михайловского занял около 12 лет, причем к началу строительства эта идея обросла уже 13тью вариантами.
Известно, что этот мистический замок «русского Гамлета» начал строиться сразу после вступления Павла на трон и работы проводились с чрезвычайным «поспешанием» круглые сутки, в ночное время при свете факелов и фонарей. Одновременно на строительной площадке находилось до 6 тыс. человек, а в целях экономии времени сюда перебрасывали стройматериалы с других объектов. Так, например, в Михайловский замок из Таврического дворца был отдан наборный паркет, из Академии художеств и Царскосельских дворцов – скульптуры, фризы, колонны и декоративные облицовочные камни, из Исаакия – печально известный фриз с пророчеством.
Собственно, это, наверно, было обычной практикой, поскольку после кровавых событий смерти Павла и оставление Михайловского замка венценосными Романовыми серебряные ворота церкви этого замка по приказу Александра I переплавлены в роскошный сервиз свадебного подарка для сестры, а при Николае I для здания Нового Эрмитажа из Михайловского «добывали» мрамор. Впрочем, богатств в Михайловском замке хватило на множество художественных коллекций, разошедшихся впоследствии по различным музеям и дворцам.
Известный своей требовательностью к показному эффекту в дворцовой жизни и парадам, Павел буквально «нашпиговал» Михайловский роскошью и богатством. Они источаются как от самих интерьеров (малахит, разные породы мрамора, лазурит, яшма), сочетающих монументальную роспись и деревянную резьбу, изумительную лепку и бархатную обивку с серебряным шитьем, так и от произведений искусств наличествовавших в этих стенах.
Полуготовый Михайловский замок освятили в день Архангела Михаила (откуда пошло его название), подкрепленное пущенным специально слухом о якобы явившемуся часовому юноше в светлом сиянии, который повелел передать императору указание построить на этом месте храм во имя Св. Михаила. Что и было учинено.
Михайловский замок полон легенд и загадок. Поговаривают, что после убийства в нем гулял призрак убиенного императора, которому монах Авель пророчествовал также о судьбе всего рода Романовых и державе Российской. Конверт с этим пророчеством надлежало вскрыть по завещанию Павла в день столетней годовщины его смерти, и хранился он в другом замке – в Гатчине, пригородной резиденции императора.
С 1823 года в Михайловском стало располагаться инженерное училище – второе название этого замка – Инженерный.
А сейчас Михайловский замок – один из филиалов Русского музея.
Справка Государственного Русского музея
Михайловский замок, единственное в России дворцовое сооружение в стиле романтического классицизма – уникальное здание, с которым связно множество легенд и преданий, часто мистического характера. Он соединяет в себе черты средневекового рыцарского замка и светского европейского дворца XVIII столетия.
Построенный для Павла I в период с 1797 по 1801 гг. по проекту архитекторов В. Баженова и В. Бренна, замок стал местом загадочной гибели своего владельца. Из-за этого долгое время в здании находящемся в самом сердце императорского Петербурга, окна спальни, где и произошло убийство, во время традиционных праздничных иллюминаций оставались наглухо закрыты плотными шторами.
В начале XIX в. замок, «пустынный памятник тирана, забвенью брошенный дворец», принял в свои стены военных и деятелей культуры, а позже здесь разместилось Инженерное училище, и роскошные интерьеры бывшей императорской резиденции были перестроены и приспособленные для его нужд.
На долгие годы замок стал Инженерным. В советское время здесь располагались различные военные организации. Сейчас в отреставрированных залах замка располагается постоянная интерактивная экспозиция «Сага о Романовых» и открытые фонды скульптуры конца XIX - начала ХХI вв., здесь же хранится подлинная мраморная скульптура Летнего сада, а также проводятся временные выставки.
|