"Дворец является безусловным триумфом новейшей архитектуры и не только превосходит все виденное в Тюильри и других королевских дворцах континента, но является положительно единственным в своем роде". Гринвиль, англ. ученый.
Михайловский дворец – славнейшее создание великого зодчего К.Росси. Дворец предназначался для младшего брата императора Александра I – великого князя Михаила. Поначалу дворец планировался на местах существующих построек, но окончательным участком для строительства был выбран пустырь. Так что Карлу Росси пришлось не только проектировать сам дворец, но и обустраивать всю близлежащую пустырную территорию. Теперь мы имеем великолепный архитектурный комплекс центра С.-Петербурга, куда входят и Михайловский дворец, и прекрасная площадь Искусств (быв. Михайловская). На этой площади располагаются также и Михайловский театр (1833), и Филармония (теперь - имени Шостаковича, ранее дом Дворянского собрания 1839), и Российский этнографический музей (1902), и Театр музыкальной комедии (в здании 1799года). К.Росси создал здесь и две новые улицы – Михайловская (соединяет Дворец с Невским проспектом) и Инженерная, а также продлил Итальянскую и Садовую улицы.
Над Михайловским дворцом К.Росси начал работать с 1817года, закладка здания происходила двумя годами позже (1819), в 1823году было закончено основное строительства, а в1825 – отделочные работы. Роскошь и прелесть убранств интерьеров Михайловского дворца обошлась много дороже, нежели все строительство. Ценные породы дерева, шедшего на паркет в залах дворца, обусловили его значительную стоимость - 160 рублей за квадрат. В мастерах у Росси тогда были одни из лучших художников, скульпторов, резчиков и мебельщиков.
Для Михайловского дворца были специально отлиты две копии античных львов, найденных в Риме при раскопках в 16 веке, они украшают парадную гранитную лестницу дворца. (Теперь тот зверь с лапой на шаре, когда-то украшавший итальянские палаццо, стал одним из символов Северной столицы). На сегодняшний день от всего великолепия внутреннего убранства К.Росси осталась эта лестница и Белый зал. Причем этот Белый зал оказался настолько эстетически и художественно гармоничен – шедевр классического интерьера, что был даже заказан точный макет этой комнаты для подарка английскому королю. Причем, только аванс для Росси и его мастеров по работе над этим макетом составил 5 тыс. руб.
Всего на постройку Михайловского дворца из казны ушло 7,6 млн. руб.
В награду за столь изумительную работу К.Росси получил орден Св.Владимира третьей степени и участок земли для постройки за государственный счет личного дома.
Великий князь Михаил с супругой сразу же (1825) переезжают в новый дворец, и начинаются самые блестящие годы в жизни Михайловского дворца.
Великокняжеская чета Михаила и Елены устраивала в своем Михайловском дворце балы, почти не уступавшие императорским ни по своему размаху, ни по светскости и роскоши. Сам Михаил Павлович принимал здесь военных и штатских, проводил заседания всяческих комитетов, даже устраивались целые полковые празднества. Интересно, что все основные должности во дворце занимали сослуживцы князя, бывшие военные, а генерал-майор Васильчиков – герой Отечественной войны 1812 года и вовсе одно время квартировал в замке.
Со смертью князя Михаила встречи в Михайловском приняли более светско-художественный характер, здесь радушно принимали «творческую интеллигенцию» - писателей, ученых, художников, музыкантов. В Михайловском неоднократно бывал и Пушкин. С участием и помощью Елены Павловны в Михайловском родилось Русское музыкальное общество под руководством А.Рубинштейна, которое затем стало первой в России консерваторией. На известные «четверги» в Михайловской дворец наведывался и сам император. Посещал эти встречи и будущий канцлер Германии – Бисмарк.
Но после смерти Елены Павловны, а затем и ее дочери Екатерины у Михайловского дворца началась тяжелая полоса, с1894г. для сбора средств на содержание замка, он превращен в доходный дом. Император Александр III собирался выкупить Михайловский дворец и устроить в нем Ксенинский институт (так звали дочь царя), однако все дела по выкупу здания пришлось вести уже сыну Александра – Николаю II. Прежним владельцам было выплачено 4 млн.руб. и разрешено забрать семейные вещи. Однако внуки унесли с собой почти все, опустошив дворец до основания, они забрали даже двери и люстры, а также разобрали камины.
Для Ксенинского института передают Николаевский дворец, а в Михайловском решают организовать первый национальный музей живописи. Так в 1895году родился всемирно известный Русский музей в честь Александра III, который сам был крупным коллекционером. В то время Эрмитаж был почти полностью наполнен коллекциями живописи зарубежных мастеров, а для отечественных живописцев отводился один только зал.
На момент открытия в Михайловском дворце Русского музея его собрание состояло из 1880 произведений, переданных сюда кроме Эрмитажа еще из Академии художеств и Императорских дворцов.
Сейчас это более чем 370 000 предметов, которые находятся не только в Михайловском дворце, но также и в корпусе Бенуа (специально выстроенным для расширяющейся коллекции Русского музея в 1916 году), и относящимся к музейному комплексу «Русский музей», Мраморном и Строгановском дворцах и Михайловском или Инженерном замке. Сюда же отнесены Михайловский сад и Летний сад, как уникальные образчики садово-паркового искусства того времени.
|