Бегемот во дворе филфака СПбГУ
|
Дворик филфака СПбГУ некоторые называют «царством абсурда» благодаря расположившемуся здесь парку современных скульптур под открытым небом. Представленные памятники и правда, слега шокируют неподготовленного зрителя своим разнообразием и неоднозначностью. Разные авторы, разные творения, причем и по образу, и по содержанию, и по тематике. Но обо всем по порядку.
Началось все с инициативы декана филологического факультета Сергея Богданова. Да-да, филологи хоть и не философы, но тоже люди с фантазией и любят доискиваться до сути слов, предметов и художественных образов. Официальное открытие парка состоялось в октябре 2002 года, но к тому времени там уже находилось несколько любопытных экспонатов.
В сентябре 2000 года во дворе появился первый памятник – бронзовый барельеф Ксении Блаженной на розовом гранитном постаменте, выполненный Вячеславом Чеботарем. Следующим экспонатом импровизированной выставки стала мемориальная доска, посвященная скульптору Доменико Трезини работы Георгия Постникова. В октябре 2002 года коллекцию пополнила работа Арсена Аветисяна «Размышления о маленьком принце». Вышеупомянутому скульптору Григорию Постникову факультет обязан многими композициями, среди которых ряд весьма необычных работ. К таковым можно отнести и барельеф «Спираль развития», посвященный совершенствованию факультета и украшенный таинственными отпечатками ладоней, и скульптуру «Фонтан любви», и композиции «Скошенные» и «Солнечные часы».
Отдельно стоит отметить памятники поэтам, установленные во дворе филфака. Здесь нашли свое место скульптурные изображения Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама и его любимой жены Надежды, Александра Блока и испанского поэта Мигеля Эрнандеса. Один только памятник Иосифу Бродскому чего стоит. Он вызывает у посетителей массу эмоций и вопросов, ибо скульптор Константин Симун решил ограничиться изображением обычного чемодана, украшенного биркой с именем Бродского (поэту-изгнаннику так и не довелось вернуться в свой любимый город, он скончался в Нью-Йорке).
И памятники животным тоже присутствуют в этой необычной и разношерстной компании. Главным и самым любимым среди студентов местным зверем является бегемотиха Тоня. Бронзовый Бегемот работы Владимира Петровичева - традиционный символ богатства, веселья и благополучия, считается, что студентам он дарует удачу. Сами студенты, а преимущественно студентки, верят, что, потерев правое ухо бегемота, можно удачно выйти замуж. В том же месте обитает Такса (автор Арсен Аветисян) длиной 140 см и Улитка (автор Владимир Петровичев), символизирующая девиз студентов филологов – известную поговорку «Тише едешь – дальше будешь». Особое внимание стоит уделить скульптуре козла Hircus facultatis – этот образ вобрал в себя всех преподавателей факультета, а осуществил столь дерзкую задумку скульптор Павел Шевченко.
Новые памятники появляются во дворе филфака с периодичностью ровно в один год, а именно в мае месяце, когда преподаватели и студенты отмечают свой профессиональный праздник - День филолога и востоковеда.
Адрес столь необычной и экстравагантной экспозиции, осмотреть которую можно совершенно бесплатно, таков: Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом № 11, здание филфака Университета.
|