Леонтий Николаевич Бенуа родился в августе 1856 года, в семье профессора архитектуры, главного архитектора Петергофа Николая Леонтьевича Бенуа, создателя знаменитой железнодорожной станции Октябрьской (Петергофской) железной дороги, одной из первых в России – Новый Петергоф.
Сам Леонтий Николаевич пошел по стопам своего знаменитого отца, его заслуги перед Россией признавали как царское правительство, так и Советы. Так, в 1885 году Бенуа было присвоено звание Академика архитектуры, в 1893 году – действительного члена императорской Академии художеств Санкт-Петербурга, а в 1927 году, уже в советской России ему присваивают звание заслуженного деятеля искусств Республики.
Л.Н. Бенуа был редактором (1892 - 1895 гг.) журнала «Зодчий», одним из основателей и почетным председателем (1903 год) Общества архитекторов-художников. Преподавал (профессор с 1892 года) в Академии художеств, был ректором (1903 - 1906 гг. и 1911 - 1917 гг.) Высшего художественного училища при этой Академии. Также работал (профессор с 1918 года) в Свободных художественных мастерских, в Рисовальной школе (1879 - 1884) ОПХ, Институте гражданских инженеров (1884 - 1892 гг., 1920 - 1927 гг.).
Но сначала была учеба (1875 - 1879 гг.) в той самой петербургской Академии художеств у архитекторов А. Резанова, Д. Гримма, А. Кракау, был замечательный творческий путь. За годы своего архитектурного творчества, близкий по духу к русскому модерну Бенуа, приверженец принципов историзма в архитектуре, успешно пробовал себя в различных архитектурных стилях:
-
• Французский классицизм 17 – 18 вв. – ранние работы, например, Придворная певческая капелла, Санкт-Петербург, 1886 - 1889 гг.;
-
• Неовизантийский стиль, - церковь Св. Георгия, Гусь-Хрустальный, 1892 - 1901 гг., русская капелла, Дармштадт, 1897 - 1899 гг., собор Александра Невского, Варшава;
-
• Романский стиль, - Церковь Лурдской Божией Матери, 1903 - 1919 гг.
В начале 20-го века от эклектизма Бенуа перешёл к неоклассицизму. Примеры его работ в Санкт-Петербурге: доходный дом 1-го Российского страхового общества (1911 - 1912 гг.) на Петроградской стороне, в Санкт-Петербурге (Петроградская сторона), западный корпус (Дворец выставок) Русского музея (1914 - 1919 гг.).
Для всех творений Бенуа характерны элегантность форм, чёткая архитектурная композиция, неизменная продуманность художественного ансамбля. Леонтий Николаевич Бенуа был одним из создателей проекта (1910 - 1913 гг.) преобразования Санкт-Петербурга, над которым он работал совместно с Перетятковичем и Енакиевым.
Бенуа принимал непосредственное участие во многих реконструкциях известных зданий Санкт-Петербурга:
-
• фасад Финской церкви, конец 19 века;
-
• фойе театра Эрмитажа, 1904;
-
• Белый зал заседаний Мариинского дворца, 1907 - 1908;
-
• Великокняжеская усыпальница (руководство строительством) в Петропавловской крепости (1896 - 1908 гг., проект Д. Гримма).
Леонтий Николаевич вырастил целую плеяду выдающихся отечественных зодчих - Ф. Лидваль, О. Мунц, В. Покровский, В. Гельфрейх, Л. Руднев, И. Фомин, В. Щуко, А. Щусев, М. Лялевич, В.Дубенецкис.
Умер Л. Бенуа в 1928 году и похоронен на Волковском кладбище Санкт- Петербурга.
|