Борис Иванович Орловский некий прототип Золушки для России того времени. Родился Борис в 1792 году в семье крепостного Ивана Смирнова. Вскоре всю семью выкупили помещик из Тулы. Он перевез вновь купленных крепостных в свои владения и дал им новую фамилию – Орловские.
С самого детства Борис проявлял свой талант и феноменальные художественные способности. Это очень радовало помещика, и мальчика отправили на обучение в Москву к одному из мраморщиков. В последствии первый учитель будущего великого скульптора заявлял, что с мрамором он управлялся, будто яблоко резал.
В 1816 году Борису Орловскому было разрешено переехать в Петерьру, где его труд был бы более востребованным. В Северной Столице молодой мраморщик поступает на работу в мастерскую Агостино Трискони. Уже к 28 годам Орловского считали одним из лучших в столице мраморщиков, что и заинтересовало выдающегося скульптора Ивана Мартоса. Он реши принять живейшее участие в жизни Бориса Орловского. По его содействию молодому мраморщику не только даровали вольную, но и зачислили в студенты Императорской Академии искусств.
По окончании обучения, Борис Орловский выполняет огромных размеров бюст Александра Первого, а так же скульптурные композиции «Вакх и вакханки», а так же «Сатир, который играет на сиринге». Эти свои работы он создал будучи на стажировке за границей.
Наиболее примечательными и известными работами Бориса Орловского считаются скульптуры Кутузова и Барклаю-де-Тролли. В объявленном конкурсе на лучший эскиз будущих изваяний бывший крепостной одержал безапелляционную победу, не смотря на то, что решительно отошел от канонов Академии, и изобразил полководцев с портретной точностью, а так же одел их в парадные военные мундиры, а не в античные одежды. Фигуры установили около Казанского собора.
В это же время Орловский усердно работает над созданием фигуры ангела для Александровской колоны. Он выполнил 14 вариантов этой фигуры разных размеров, пока не выбрали и не утвердили лучшую. Ангел получил лицо императора Александра, в одной руке он держал крест, а другую возносил к небу.
Кроме этого, мастер создал фигуры гениев, которые украшают Московские триумфальные ворота, а так же мраморные бюсты профессоров академии искусств, и «Мальчика, играющего с уткой для императрицы Елизаветы.
Умер Борис Орловский в 1837 году, не дожив девять дней до торжественного открытия памятников Кутузову и Барклаю-де-Тролли.
|